Влияние школьной тревожности на систему межличностных отношений у младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. Происходящие в нашей стране экономические, политические и социальные трансформации усиливают психологическую напряженность в обществе. Единственный путь для страны построить в будущем гуманно-демократическое общество – сформировать духовно и физически здоровых людей. Наибольшая надежда возлагается на молодое поколение, развитие и воспитание которого является прерогативой современной школы. Ведь именно образовательная система формирует личность, ее гражданскую позицию и нравственные качества.
Сегодня все больше и больше детей характеризуются повышенной тревожностью, неуверенностью и эмоциональной нестабильностью. Школьная тревожность у младших школьников - явный признак трудностей в адаптации к школе. Она может проявляться в различных формах, маскируясь под другие проблемы детей, что является причиной сомнений ребенка в своих способностях и сильных сторонах. При этом следует отметить, что тревожность не только мешает учебе, но и способ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ НА СИСТЕМУ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 87
1.1.Понятие тревожности в психолого-педагогической литературе 7
1.2.Особенности проявления тревожности у младших школьников 15
1.3.Взаимосвязь школьной тревожности и межличностных отношений у младших школьников 25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ НА СИСТЕМУ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 30
2.1.Организация и методы исследования 30
2.2.Анализ и обсуждение результатов исследования 32
2.3.Рекомендации учителям начальных классов по профилактике школьной тревожности у младших школьников 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
Приложения
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2013 № 273-ФЗ // Справочно-правовая система Консультант Плюс.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373) // Информационно-правовой портал Гарант.
Акимова, М.К. Психофизиологические особенности индивидуализации школьников: Учебное пособие / М.К. Акимова. – М.: Юрайт, – 2019. –192 с.
Алиева, С.А. Особенности формирования межличностных отношений младших школьников / С.А. Алиева // Известия Чеченского государственного педагогического университета Серия 1. Гуманитарные и общественные науки. – 2020. – Т. 28. – № 2 (30). – С. 69-72.
Андриенко, О.А. Страхи и тревожность у детей младшего школьного возраста / О.А. Андриенко // Педагогика. – 2019. – Т. 3. № 2 (4). С. 63-65.
Астапов, В.М. Тревога и тревожность. Хрестоматия / В.М. Астапов. – М.: Юрайт, 2017. – 160 с.
Бардалеева, Н.В. Формирование межличностных отношений младших школьников с повышенным уровнем тревожности / Н.В. Бардалеева // Молодой ученый. – 2022. – № 2 (397). – С. 172-175.
Бесова, С.С. Особенности межличностных отношений младших школьников из полных и неполных семей / С.С. Бесова // Студенческий вестник. – 2022. – № 9-1 (201). – С. 18-20.
Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб: Питер, 2008. – 398 с.
Виноградова, Н.И. Развитие социального интеллекта младших школьников на основе овладения гуманистическим способом разрешения межличностных конфликтов / Н.И. Виноградова, Е.В. Гольберт // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2022. Т. 17. № 2. С. 123-130.
Выготский, Л. С. Избранные психические исследования / Под ред. и со вступ. статьей, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия – М.: Просвещение, 1956. – 87 с.
Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский – М.: РПГУ, 2000. – 754 с.
Габдрева
Несовпадающие ответы по ключу к тесту указывают на уровень тревожности исследуемых учеников.
Качественная сторона исследовании результатов теста Филлипса, позволяет выделить следующие факторы/уровни тревожности: уровень общей тревожности у учащихся в школе; уровень переживания социального стресса; уровень фрустрация потребности в достижении успеха; уровень страха самовыражения у школьников; уровень страха ситуации проверки учителями знаний; уровень страха у учеников не соответствовать ожиданиям окружающих, в частности, педагогам; уровень физиологическая сопротивляемость стрессу, а также проблемы и страхи у школьников в отношении с учителями и педагогическим составом школы.
Оценка школьной тревожности осуществляется путем подсчета общего числа несовпадений по всему тесту. Если число несовпадений больше 75% (больше 40), то это высокая школьная тревожность. Если число несовпадений больше 50% (больше 27), то говорят о повышенной школьно