Особенности формирования коммуникативных компетенций организационных психологов-консультантов
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Специфика деятельности организационных психологов-консультантов связана с необходимостью постоянного анализа и коррекции усилий подразделений организации и ее отдельных членов для достижения общих целей. Коррекция осуществляется в различных формах, но в первую очередь — посредством многообразных контактов членов организации, то есть в процессе коммуникации.
Коммуникативный процесс представляет собой центральную проблему в большинстве видов деятельности и организаций. Он занимает, по некоторым данным, три четверти времени в активной жизни человека. А у организационных психологов-консультантов может занимать до 95% рабочего времени.
В области организационного поведения коммуникации представляют собой один из наиболее дискуссионных процессов. [72]
Актуальность исследования определяется приоритетами государственной образовательной политики Российской Федерации и задачами Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС): выпускники
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПСИХОЛОГОВ-КОНСУЛЬТАНТОВ
1.1. Сущность и содержание понятия «коммуникативная компетентность»: психологические аспекты
1.2. Компетентностный подход к подготовке организационных психологов-консультантов
1.3. Теоретическая модель формирования коммуникативных компетенций в профессиональном образовании организационных психологов-консультантов
Выводы по Главе 1
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПСИХОЛОГОВ-КОНСУЛЬТАНТОВ
2.1. Технология реализации модели формирования коммуникативной компетентности в профессиональном образовании организационных психологов-консультантов
2.2. Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию коммуникативных компетентности организационных психологов-консультантов
2.3. Программа развития коммуникативной компетентности у организационных психологов-консультантов
Выводы по Главе 2
Заключение
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ
Список литературы
1. ФГОС 37.03.01 Психология, Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 № 946
2. Приказ Минобрнауки России от 2 ноября 2021 г. № 999 «О деятельности организаций, находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации»]
3. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года")
4. Агафонова И.Д. Формирование коммуникативной компетенции у менеджеров в дополнительном профессиональном образовании: автореф. дис. … канд. педаг. наук: 13.00.08. – Екатеринбург, 2009. – 26 с.
5. Акишева А.Т. Коммуникативная компетентность – основа профессиональной деятельности гендерной личности // Русский язык на перекрестке эпох: традиции и инновации в русистике: Сборник научных статей. – Ереван: Российско-Армянский (Славянский) университет, 2018. – С. 179-185.
6. Арпентьева М.Р. Экспертный профайлинг как сфера профессиональной деятельности психолога-практика // Психологические науки. – 2016. – № 3. – С. 20-31.
7. Бодалев, А. А. Психология общения. – 2-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. – 256 с.
8. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. – 472 с.
9. Васильев, Г. С. Проблемы коммуникативных способностей членов первичных учебно-воспитательных коллективов [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Г. С. Васильев. – Москва, 1977. – 21 с.
10. Величко Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного развития студентов в период обучения в школе [Текст] / Е. В. Величко // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. - С. 98
11. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи: учебник. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. - 430 с. – С. 95.
12. Внучкова Т.Н., Комиссарова Л.М., Янчевская К.А. Составление аватара представителя целевой аудитории по аспектам невербальной коммуникации как метод повышения коммуникативной компетентности специалиста по рекламе и связям с общественностью // Мир науки, культуры, образования. – 2021. – № 3 (88). – С. 377-380.
13. Волков И.В. Особенности коммуникативного потенциала современных менеджеров среднего звена // Вестник Минского университета. – 2019. – Т. 7, № 4. – С. 10. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-4-10
14. Воронцов Д.В. Гендерная психология общения. – Ростов н/Д: ЮФУ, 2008. – 208 с.
15. Вяткина Н.В. Социальный успех как ценность менеджеров среднего звена сферы услуг: дис. … канд. социол. наук: 22.00.04. – Пермь, 2018. – 179 с.
16. Галкина Е.Н. Формирование коммуникативной компетенции специалиста индустрии питания среднего звена: автореф. дис. … канд. наук: 13.00.08. – Калининград, 2014. – 24 с.
17. Галкина Е.Н. Формирование профессионально-коммуникативной компетенцности у специалистов индустрии питания и гостеприимства // Мир науки. – 2018. – Т. 6, № 3. – С. 10. URL: https://mir-nauki.com/PDF/09PDMN318.pdf
18. Гогунов Е. Н. Профессионально-психологическая компетентность специалиста по физической культуре и спорту / Е. Н. Гогунов // Теория и практика физической культуры. – 2005. – № 4. - С. 42-44.
19. Голубева, Э. А. Способности и
Каждая цель является задачей по отношению к вышестоящей цели, что обеспечивает ступенчатое достижение целей и реализацию общей цели.
Тем не менее, следует отметить, что целеполагание в теоретической модели не является статичным процессом, а может быть управляемым и корректируемым. Например, при изменении обстановки в процессе обучения или при появлении новых требований со стороны общества может потребоваться пересмотр целей и методов их достижения.
Также следует учитывать, что целеполагание может быть связано не только с обучением, но и с другими сферами деятельности, такими как спорт, карьера, личностный рост и т.д. В каждом случае целеполагание будет играть ключевую роль в достижении желаемых результатов.
Итак, можно выделить следующие элементы теоретической модели по блокам:
1. Содержательно-целевой блок, который организует и планирует педагогический процесс.
2. Целеполагание, которое является вектором для определения содержания, методов, форм, этапов работы и