Определение приемов психологизма и его функций в произведениях Ф.М. Достоевского
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время творчество Ф.М.?Достоевского переживает очередную волну активного интереса и популяризации. Биография писателя и его произведения становятся источником создания фильмов, сериалов, произведений современного музыкального и изобразительного искусства. Можно сказать, что современная культура тиражирует образы героев Достоевского и самого писателя.
При этом как в отечественном, так и зарубежном литературоведении существует громадный пласт научных работ, посвященных самым разным аспектам творчества писателя. Среди классиков отечественного литературоведения, изучавших творчество Достоевского, следует назвать прежде всего М.М. Бахтина, Л.И. Шестова, Вяч. Иванова, Л.П. Гроссмана, Б.М. Энгельгардта и др. Социальная проблематика и психологизм его произведений были раскрыты в трудах Ю.Ф.?Карякина, В.Я.?Кирпотина, О.Н.?Осмоловского, Г.М. Фридлендера и т.п.
Но, несмотря на многочисленные научные труды о творчестве, биографии и личности Ф
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПСИХОЛОГИЗМ КАК ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Определение понятия «психологизм» в литературоведении
1.2. Внутренняя структура художественного психологизма: приемы и способы психологического изображения
1.3 Творчество Ф.М. Достоевского в контексте формирования русской психологической прозы
ГЛАВА 2 ПСИХОЛОГИЗМ В ТВОРЧЕСТВЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО
2.1 Особенности психологизма в повести «Двойник»
2.2. Особенности психологизма в повестях «Хозяйка», «Слабое сердце», «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели», романе «Неточка Незванова»
2.3. Особенности психологизма в повестях «Записки из Мёртвого дома» и «Записки из подполья».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Не найдено
Посмертная судьба Ф. М. Достоевского парадоксальна. Как и при жизни, сейчас вокруг его имени возникают споры. Но сколько бы, не выражалось пристрастных мнений и полярных оценок, однозначно остается неоспоримым вклад писателя в развитие русской психологической прозы.
Николай Бердяев, рассуждая об эволюции творчества Достоевского, обращает внимание на то, что «до записок из подполья Достоевский был еще психологом, хотя с психологией своеобразной, он - гуманист, полный сострадания к "бедным людям", к "униженным и оскорбленным", к героям "мертвого дома". С «Записок из подполья» начинается гениальная идейная диалектика Достоевского. Он уже не только психолог, он - метафизик, он исследует до глубины трагедию человеческого духа» [13, 11].
Желание Достоевского быть человеком и желание заниматься разгадыванием тайны, которая есть внутри каждого, вылилось в целый ряд психологических произведений, которыми интересовались многие известные психиатры, и на которые ориентировались его коллеги-писатели. Эта идея жизни стала девизом его творчества.
Следующий важный принцип Достоевского состоял в решительном понимании того, что личность всегда исключительна и многосоставна.
Писателя интересовала не только эмпирическая форма существования, но и метафизический пласт бытия, который показывал всеобщую связь человека с мирозданием и его место в нем.
По мнению Т.А. Касаткиной, философия Достоевского определяет личность как понятие противоположное понятию самость. Если самость предполагает отъединение от общества путем