Интеллектуальная инициатива как фактор эффективности профессиональной деятельности IT-специалистов
Введение
В сегодняшнюю цифровую эпоху область информационных технологий (IT) стала одной из самых быстро развивающихся и динамичных отраслей. С постоянным появлением новых технологий и инноваций не только профессиональные компетенции, но и мотивация, глубина мышления и интеллектуальная инициатива стали важнейшим компонентом успеха IT-специалистов.
Интеллектуальная инициатива - это способность человека проявлять активность и самостоятельность в процессе решения проблем и достижения целей, используя свой интеллект и знания. Это включает в себя способность генерировать новые идеи, находить нестандартные решения, анализировать информацию, принимать решения и действовать в соответствии с ними.
Интеллектуальная инициатива связана с творческим мышлением, самодисциплиной, умением преодолевать препятствия и находить выход из сложных ситуаций. Она также может включать в себя способность к самоорганизации и управлению своим временем и ресурсами.
Актуальность данной работы заключается
Содержание
Введение………..………..………………..………..……...…………..………..……3
Глава 1. Теоретический обзор исследований понятий интеллектуальной инициативы и эффективности профессиональной деятельности
у IT-специалистов……..………..………………..………..………………..………..6
1.1 Определение способностей, классификация, теории, подходы и их содержание……..……...…….……..………..……………….……………..………..6
1.2. Определение творческих способностей, виды, теории, подходы и их содержание……………………………………..………..………………..….……..12
1.3. Определение понятия интеллектуальной инициативы и концепции творческих способностей Д.Б. Богоявленской……..………..……..….…………18
1.4. Профессиограмма IT-специалиста……..………..……..….…………….……23
1.5. Психологические особенности деятельности IT-специалиста……..….……29
1.6. Эффективность профессиональной деятельности IT-специалистов: определение, виды, подходы, критерии……..….……..….……...……..….…...34
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня интеллектуальной инициативы и эффективности профессиональной деятельности IT-специалистов……..….…...….…...38
2.1 Программа эмпирического исследования……..…..………..….……...….…..38
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования……………………..….44
2.3 Результаты корреляционного и однофакторного дисперсионного анализа…………………………………………………………………………....…48
2.4 Интерпретация результатов исследования…………………………………51
2.5 Разработка практических рекомендаций по повышению уровня эффективности профессиональной деятельности IT-специалистов……..….….54
Заключение………………………………………………………..……….………59
Список литературы………………….…….……………………..……….………62
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб: Питер, 2016. – 288 с.
2. Ахмадуллин А.Р. Особенности персонала и специфика трудовой деятельности в отрасли информационных технологий как основа повышения конкурентоспособности персонала // Вестник ГУУ. 2015. №13.С. 1-7
3. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Одаренный ребенок за компьютером. - М.: 2003. 336 с.
4. Барышева Т.А. Психологическая структура креативности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2012. – № 145. – С.54-63.
5. Бахусова Е.В., Дудина И.П., Надточий М.Ю. Проектирование траектории и оценка формирования профессиональных компетенций IT-специалистов // Евразийский союз ученых. – 2014. – № 6-2(6). – С. 115-117.
6. Богоявленская Д.Б. Творчество как предмет психологической антропологии // Исследователь/Researcher. 2018. №1-2 (21-22).С. 23-33
7. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Р-Д: РГУ, 1983. – 176 с.
8. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 320 с.
9. Будрина Е.Г. Динамика интеллектуальных способностей в подростковом возрасте: ресурсный подход // Материалы конференции. Российская академия наук, Институт психологии РАН / Отв. ред.: А. Л. Журавлёв, Т. И. Артемьева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. С. 148–164
10. Валуева, Е.А. Интеллект, креативность и процессы активации семантической сети: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Е.А. Валуева; ИП РАН. – М., 2007. – 24 с.
11. Валуйская Т.Л. Интеллектуальная инициатива студентов: между креативностью и интеллектом // Традиции и инновации в исследовании и преподавании языков: Материалы Республиканского научнопрактического семинара с международным участием «Инновационные технологии в современной парадигме языкового образования», Минск, БГУ, 26 – 27 окт. 2012 г.; отв. ред. О.И. Уланович. – Минск: Изд. центр БГУ, 2013. – С. 10 – 13.
12. Виханский, О. С. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2018. — 670 с.
13. Волкова Е. В. Технологии развития ментальных ресурсов. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016.
14. Воронин В. М. Психология решения оперативных задач в больших системах. Диагностика функционального состояния и обучение операторов: монография / В. М.: Воронин. — Екатеринбург: УрГУПС, 2016. — 308 с
15. Вяткин К.И. Психологические особенности специалистов в сфере IT-технологий: вып. квалификац. работа. Самара, 2021. 65 с.
16. Гвоздева, В. А. Введение в специальность программиста / 102 В. А. Гвоздева. – М.: Форум, Форум, ИНФРА-М, 2007. – 208 с.
17. Гедранович, В. В. Подготовка IT-специалистов: подходы к формированию профессиональных компетенций / В. В. Гедранович, И. Н. Тонкович // Управление в социальных и экономических системах. – 2018. – № 27. – С. 69-71.
18. Гетманская Е.В. Личность: креативные
Этапы стремительного развития большинства отраслей, таких как энергетика, медицина, образование, торговля, также связаны с активным применением информационных технологий в повседневной жизни. Отрасль информационных технологий является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей как в мире, так и в России [23].
Изучение и исследование профессии IT-специалиста в контексте психологии труда, непосредственно профессиографирования дает возможность определить, какими качествами, способностями, навыками и компетенциями должен обладать сотрудник организации, а также цели, задачи и обязанности программиста в процессе выполнения профессиональной деятельности.
Впервые научное сообщество задумалось о необходимости выделения наиболее значимых профессиональных способностей, знаний и умений специалистов в области IT, когда была поставлена задача систематической разработки специальных тестовых заданий для программистов. В научно-практическом аспекте проблема качес