Особенности социально-психологической адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья

Цель исследования заключается в изучении особенностей социально-психологической адаптации подростков с ОВЗ
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
06.08.2022
Объем файла
184 Кб
Количество страниц
68
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2720 руб.
3400 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время недостаточно изучена и чрезвычайно актуальна в связи с тем, что одним из основных условий успешной адаптации в окружающей среде является получение образования для них, а также выступает основанием их самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности в перспективе.
Проблема социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья с нарушением слуха в обществе привлекала внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей. В работах многих авторов (И.А. Архип, Л.М. Кобриной, Е.Т. Логиновой, Э. Меги, В.П. Невской, Л.Ф. Сербиной и др.) можно увидеть исторический анализ образования лиц с нарушениями в развитии в различных регионах России, отражающих новое виденье проблемы. Отечественные ученые (В.В. Воронкова, Т.С. Зыкова, О.И. Кукушкина, В.И. Лубовский, М.Н.Перова, В.Г. Петрова, Т.В. Розанова и др.) указывали, что для п

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ОВЗ..............................................................................................9
Социально - психологическая адаптация: виды и основные подходы к ее изучению......................................................................................................................9
Особенности личности подростков с ОВЗ. Психологическая характеристика эмоционально-личностной сферы детей подросткового возраста.……………..20
Выводы по главе 1……………………………………..............................................33
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОСОБЕННОСТЯМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ……………..…..35
Организация и описание методов исследования ………….….....................35
Анализ результатов исследования…..………………………………………39
Программа тренинга, направленного на социальную адаптацию для подростков с ограниченными возможностями здоровья……………….………...48
Выводы по главе 2…………………………………………………………….……..59
Заключение………………………………………………………………………...…60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….………………….63
ПРИЛОЖЕНИЯ..........................................................................................................65

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Лобас М.А. Особенности психологической адаптации детей-мигрантов к русскоязычной школе
Мнацаканян И.А. Адаптация учащихся в новых социокультурных условиях
Бондаренко В.А. Социальная адаптация личности: понятие и сущность 
Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. — 2-е изд. — М.: Немов Р.С., 1995 Издательство «Просвещение», 1995
Ильин Е.П., Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 сВасильченко А.Е., Особенности эмоционально-волевого развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Особенности эмоциональной сферы и волевых качеств личности детей с ограниченными возможностями здоровья. Опубликовано 19.01.2016 - 22:31 -  HYPERLINK "https://nsportal.ru/tatyana-efanova" \o "Эфанова Татьяна Сергеевна воспитатель Воронежская область" Эфанова Татьяна Сергеевна
Головин С. Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин; Харвест. - Минск, 1998. - 394 с.
Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский; Высшая школа. - Москва, 2000. - 512 с.
Маклаков А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков; Питер. - Санкт-Петербург, 2002. - 592 с.
Блонский П. П. Педология / П. П. Блонский; Владос. - Москва, 2000. - 284 с.
Фурманов И. А. Психологические основы поведения / И. А. Фурманов; Речь. - Санкт-Петербург, 2002. - 91 с.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. Образования
Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена
Немов Р. С., Психология. Книга 2. Психология образования / Р. С. Немов — «ВЛАДОС», 2007
Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов / В.Б. Никишина - М.: Владос, 2003. - 128 с.
Носко И. В., Психология развития и возрастная психология. Учебное пособие для студентов психологических факультетов. Дальневосто

Социально - психологический тренинг можно определить как  психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы. Иначе говоря, – это подготовка индивида к более активной и полноценной жизни. Данный вид тренинга - это специально организованное общение, при котором решаются вопросы развития личности, формируются навыки общения, оказания психологической поддержки и помощи, при этом последняя позволяет решить межличностные проблемы участников, в итоге чего у участников появляется опыт позитивного отношения к себе, самопринятия. 
В группе, когда индивид чувствует себя принятым другими людьми, у него непроизвольно появляется доверие. Если говорить о подростках, которым так необходимо именно в этом возрасте мнение и положительная оценка окружающих, то они начинают пользоваться доверием и не боятся доверять сами, они окружены заботой и вниманием, проявляют заинтересованность к людям и рассчитывают на их помощь. Непосредственная задача группы заключается в помощи участнику в выражени себя своими индивидуальными средствами. Для этого важно научиться понимать и принимать себя.