Специфика музыкальной драматургии театральных произведений Эндрю
Введение
Эндрю Ллойд Уэббер - британский композитор, автор множества произведений для музыкального театра - мюзиклов. Среди них такие всемирно известные, как «Иисус: Христос - Суперзвезда», «Эвита», «Кошки», «Призрак оперы» и др. Вместе с тем, интерес к творчеству композитора неизменно возрастает, этим определяется актуальность данной работы.
Тема предпринимаемого исследования «расположена» в нескольких предметно-дисциплинарных плоскостях. С одной стороны, она - музыковедческая – необходимо провести подробный теоретический музыкальный анализ мюзикла и рок-оперы. С другой стороны - театроведческая, ибо в поле зрения окажется практика современного зарубежного театра. Проблематика данной работы требует также применения культурологического подхода, позволяющего осмыслить ценностные установки современного массового сознания и прагматику их формирования, потому как произведения композитора, равно, как и сама его творческая персона включены в сферу именно массовой поп-культуры.
Объе
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. XX век - эпоха переосмысления музыкального театра.
1.1 Расцвет жанра мюзикл и его значение в современной музыкально-театральной культуре..………………………………………………………....4
1.2 Творчество Э. Л. Уэббера в контексте эпохи…………………………………………………………………………….14
ГЛАВА 2. Приемы драматургии мюзиклов «Кошки» и «Иисус Христос -Суперзвезда»
2.1 Основные компоненты музыкально-театральной драматургии….………………………………………………………………….24
2.2 Принципы музыкальной драматургии мюзикла «Кошки»………………37
2.3 Принципы музыкальной драматургии рок-оперы «Иисус Христос -Суперзвезда»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………62
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………….64
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………................67
Список используемых источников и литературы:
1. Акулов E.А. Оперная музыка и сценическое действие. Изд.: Всероссийское театральное общество, 1978.
2. Андрущенко Е. Ю. Мюзиклы Э. Ллойда-Уэббера конца 1960-1980-х годов: Сюжеты. Жанр. Стилистика: Дио. Канд. искусствоведения: 17.00.02. - Ростов н/Д, 2007.
3. Бахтин А. А. Жанровая классификация музыкально-драматических спектаклей : монография / А. А. Бахтин – М. : Палеотип, 2005.
4. Бахтин А. А. Синтез искусств как основа мюзикла для взрослых и детей : автореф. Дисс. канд. искусст. : спец. 17.00.01. – театр. искусство / А. А. Бахтин. – Москва, 2006.
5. Березовчук Л. Жанровый канон мюзикла в зарубежном кино с 1972 по 2002 годы : учеб. пособие / Л. Березовчук. – СПб. : Изд-во СПбГУКиТ, 2003.
6. Бушуева С. К. Мюзикл // Искусство и массы в современном буржуазном обществе: Сб. / Гос. НИИ искусствознания. — М.: «Сов. композитор», 1979.
7. Дегтярева Н.И. Статья. Вопросы терминологии в анализе оперной драматургии - Санкт-Петербург, 2014.
8. Кампус Э. Ю. О мюзиклах. - Л.: Музыка. Ленингр. Отд., 1983.
9. Келдыш Ю.В. Драматургия музыкальная // Музыкальная энциклопедия –Москва, 1974.
10. Кищик М. Аплодисменты «Кошкам» // Известия. - 1988. - 23 мая.
11. Кудинова Т. Н. От водевиля до мюзикла / Т. Н. Кудинова. – М. : Сов. композитор, 1982. 9. Степанов Г. С. Композиционные проблемы синтеза искусств / Г. С. Степанов. – М., 1984.
12. Мяло К. «Иисус Христос Суперзвезда» // Иностранная литература. 1973.-№8.-С. 255-258.
13. Сысоева А. В. Бродвейский мюзикл: Процесс формирования жанра в 10-е 20-е годы XX века: Автореф. дис. канд. искусствоведения. — М., 2005.
14. Шак Т.Ф. Гармоническая система в драматургии опер Н.А.Римского-Корсакова. Монография. –Изд. Эоловы струны. – Краснодар, 2003.
15. Кошки по-русски» = Cats in Russian / Концепция, дизайн, верстка: Бутовская С. [2006]. [Электронный ресурс] http://cats.musicals.ru
16. [Электронный ресурс] Игнатьев Ф.И. Эндрю Ллойд Уюббер как феномен современной художественной культуры. http://www.dslib.net/teoria-kultury/jendrju-llojd-ujebber-kak-fenomen-sovremennoj-hudozhestvennoj-kultury.html
17. [Электронный ресурс] Онищенко А.В. Особенности драматургии мюзикла Э.Л.Уэббера «Кошки». https://fki.lgaki.info/2018/05/02/особенности-драматургии-мюзикла-э-л-у/
18. [Электронный ресурс
Поэтому выразительные средства хореографического построения в мюзикле являются неотъемлемой частью. Понятие «выразительных средств» включает в себя: тип построения спектакля, хореографический текст, состоящий из сольных и ансамблевых форм различных видов танца и танцевальных характеристик, взаимодействие хореографических и музыкальных форм, способы решения, раздвоение и размножение хореографических образов, их философский смысл, роль аксессуаров и предметов в спектакле, сценография и т.д. Понятие также включает в себя совокупность средств сценической выразительности, которую составляет: пластическая идея (лексика), музыкальная идея, сценографическая идея, индивидуальность артиста.
Характерным примером является мюзикл «Кошки». Помимо главных героев, в мюзикле существует массовка - они создают массовость, придают мюзиклу дополнительную привлекательность, заполняют пространство, создают вроде бы единый образ, но в этой массовке каждое действующее лицо имеет свой ха