Продовольственная безопасность Республики Беларусь и пути ее обеспечения
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена повышением факторной роли продовольственной безопасности как составной части национальной безопасности Республики Беларусь и условие стабильной жизнедеятельности общества.
Стратегия обеспечения продовольственной безопасности – актуальная задача и условие суверенитета и независимости Республики Беларусь. «В Беларуси игнорировать проблему продовольственной безопасности невозможно, надо быть готовыми к вызовам извне», – на этом сконцентрировал внимание Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 26 июля 2022 года во время республиканского селекторного совещания по вопросам уборочной кампании. «Ситуация в мире с продовольствием весьма неопределенная… мы не знаем, что будет завтра, и это самое опасное», – подчеркнул белорусский лидер.
В этой связи проводимые в этом направлении научные исследования представляют значительный теоретический и практический интерес, если учесть, что решение этой проблемы - одно из условий сохранения сувере
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 8
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В УСЛОВИЯХ ГИБРИДНОЙ ВОЙНЫ И САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ 12
1.1 Продовольственная безопасность Республики Беларусь как объект государственного управления 12
1.2 Приоритеты государственного управления в агропромышленном комплексе в условиях санкционного давления 21
1.3 Критерии эффективности продовольственной безопасности как объекта государственного управления 29
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ МИНИСТЕРСТВА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ) 37
2.1 Характеристика организационной структуры Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь 37
2.2 Оценка эффективности реализации государственной политики в обеспечении продовольственной безопасности 49
2.3 Проблемы в обеспечении эффективной государственной политики продовольственной безопасности 63
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОЛИТИКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 70
3.1 Проект модернизации государственного управления в сфере обеспечении продовольственной безопасности в Республике Беларусь 70
3.2 Предложения по оптимизации национального механизма обеспечения продовольственной безопасности 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алтухов, А.И. Возможные риски и угрозы национальной продовольственной безопасности и независимости / А.И. Алтухов // АПК: экономика, упр. – 2016. – №5. – С. 4–16.
2. Айтпаева, А.А. Научное обоснование прогнозных сценариев обеспечения региональной продовольственной безопасности. Монография / А.А. Айтпаева. - М.: КноРус, 2016. - 620 c.
3. Бабенко, Л.К. Новые технологии электронного бизнеса и безопасности / Л.К. Бабенко, В.А. Быков, О.Б. Макаревич, и др.. - М.: Радио и связь, 2014. - 376 c.
4. Безопасность сети на основе Microsoft Windows 2000. - М.: Русская Редакция, 2017. - 912 c.
5. Блэк, У. Интернет: протоколы безопасности. Учебный курс / У. Блэк. - М.: СПб: Питер, 2012. - 288 c.
6. Брэгг Безопасность сети на основе Microsoft Windows Server 2003. Учебный курс/ Брэгг, Роберта. - М.: СПб: Питер, 2015. - 672 c.
7. Гатаулина, Е.А. Оценка конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции России и роль господдержки в ее повышении / Е.А. Гатаулина // Экспортный потенциал АПК России: состояние и перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф., Москва, 23–24 окт. 2017 г. / Всерос. ин-т аграр. проблем и информатики им. А.А. Никонова ; отв. ред. А.В. Петриков. – М., 2017. – С. 37–45.
8. Гусаков, В.Г. Механизм рыночной организации аграрного комплекса: оценка и перспективы / В.Г. Гусаков ; Нац. акад. наук Беларуси. – Минск : Беларус. навука, 2011.– 363 с.
9. Гусаков, В. Г. Производительность и конкурентоспособность сельского хозяйства Беларуси: анализ и перспективы / В. Г. Гусаков // Бел. экон. журн. – 2010. – С. 61–68.
10. Государственно-правовые средства обеспечения продовольственной безопасности в России. Монография. - М.: Дашков и Ко, 2014. - 200 c.
11. Дадалко, В.А. Продовольственная безопасность: мировое сообщество, сельское хозяйство, экономическая экспансия / В.А. Дадалко, Е.Р. Михалко. – Минск : ИВЦ Минфина, 2011. – 695 с.
12. Девянин, П.Н. Анализ безопасности управления доступом и информационными потоками в компьютерных системах / П.Н. Девянин. - М.: Радио и связь, 2017. - 176 c.
13. Деликатная, И. О. Безопасность товаров (продовольственных) / И.О. Деликатная, И.Ю. Ухарцева. - Москва: Гостехиздат, 2012. - 256 c.
14. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации нуждается в совершенствовании / И. Ушачев [и др.] // АПК: экономика, упр. – 2015. – №9. – С. 3–12.
15. Доктрина национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь до 2030 года. Утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.12.2017 №962.
16. Ильина, З.М. Продовольственная безопасность: теория, методология, практика / З.М. Ильина ; Ин-т экономики Нац. акад. наук Беларуси, Центр аграр. экономики. – Минск : Ин-т экономики НАН Беларуси, 2007. – 230 с.
17. Ильина, З.М. Глобальные проблемы и устойчивость национальной продовольственной безопасности: в 2 кн. / З.М. Ильина ; Ин-т систем. исслед. в
АПК Нац. акад. наук Беларуси. – Минск : Ин-т систем. исслед. в АПК НАН Беларуси, 2012. – Кн. 1. – 211 с.
18. Инвестирование
Построение рациональной структуры управления является наиболее важным этапом в формировании эффективной системы менеджмента, обеспечении своевременной адаптации предприятия и его продукции (услуг) к требованиям покупателей.
На выбор того или иного типа и вида структуры влияет множество внешних и внутренних факторов: миссия и стратегия организации, масштабы ее деятельности, профессионализм менеджеров, уровень квалификации и ответственности работников, скорости внешних изменений и т. п.
Процесс проектирования организационной структуры управления называется департаментацией (department – отдел, подразделение). Процесс департаментации включает следующие этапы:
формирование производственных, непроизводственных и функциональных подразделений организации в зависимости от типа производства, видов работ и реализуемых функций менеджмента;
построение оптимального количества уровней управлени