Влияние тренинга по развитию самооценки на самоконтроль учителей на стадии адепта
Введение
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, одним из важнейших факторов, влияющих на поведение индивида, является его самооценка – как человек относится к себе, непосредственным образом влияет на его поступки и отношение к другим. К. Роджерс говорил, что частой проблемой в жизни каждого человека является принятие самого себя. Как только это происходит – многие проблемы разрешаются. Благодаря этому человек имеет возможность быть успешным как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни.
Как и у любого человека, самооценка, выступает важным регулятором поведения педагога, влияя на взаимоотношения педагога с окружающими, с самим себе, отношение к успехам и неудачам. Следовательно, она влияет на продуктивность деятельности и последующее формирование личности профессионала.
Самооценка, с одной стороны вопрос психологии глубоко изученный, а с другой стороны содержащий в себе огромное пространство для творческой деятельности. Процесс формирования самоконтр
Оглавление
Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические предпосылки исследования влияния тренинга развития самооценки на самоконтроль учителей на стадии адепта 6
1.1 Понятие и сущность самоконтроля личности, его роль в профессиональной деятельности учителя 6
1.2 Психологический анализ профессиональной деятельности учителей, особенности стадии адепта 9
1.3 Тренинг самооценки как средство формирования самоконтроля 13
Глава 2 Организация и методы исследования влияния тренинга по развитию самооценки на самоконтроль учителей на стадии адепта 18
2.1 Этапы исследования 18
2.2 Характеристика выборки испытуемых 19
2.3 Описание методов и методик исследования 19
Глава 3 Результаты эмпирического исследования влияния тренинга по развитию самооценки на самоконтроль учителей на стадии адепта 24
3.1 Входная диагностика самооценки и самоконтроля учителей на стадии адепта 24
3.2 Выходная диагностика самооценки и самоконтроля учителей на стадии адепта 29
3.3 Анализ влияния тренинга по развитию самооценки на самоконтроль учителей на стадии адепта 35
Выводы 40
Заключение 43
Рекомендации 46
Список используемых источников 49
Приложение 54
Список используемых источников
1. Аверин, В. А. Психология личности: учебное пособие / В. А. Аверин. – Санкт-Петербург: Михайлов, 2019. - 89 с. – Текст : непосредственный.
2. Асадуллина С. Х. Влияние самооценки на формирование профессионально педагогической направленности личности будущего учителя / С. Х. Асадуллина. – Текст : непосредственный // Москва, 2016. – 201 с.
3. Андриевский А. А. Исследование взаимосвязи самооценки личности и уровня стрессоустойчивости у педагогов / А. А. Андриевский. – Текст : непосредственный // Психология и образование: вызовы и перспективы. –2019. – №4. – С. 3-6.
4. Андриенко О. А. К проблеме профессиональной самооценки современного педагога / О. А. Андриенко. – Текст : непосредственный // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2020. – № 3. – 310 c.
5. Андрущенко, Т. Ю. Проблемы профессиональной адаптации молодых педагогов / Т. Ю Андрущенко («Психолого-педагогические исследования»). – Текст : непосредственный // Психологическая наука и образование. – 2017. - Том 9.- № 2.- С. 116.
6. Аркушенко А. А. Психология развития и возрастная психология / А. А. Аркушенко. – Эксмо, 2018. – 73 c. – Текст : непосредственный.
7. Афанасьева, Т. П. Профессиональное развитие кадров муниципальной системы образования Книга 2. Планирование и мотивация профессионального развития. Методическое пособие / Т. П. Афанасьева, Н. В Немова. - М.: АПК и ПРО, 2004. - 184 с.
8. Багирова, Ч. А. Психология развития и педагогика: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Ч. А. Багирова и др. - М.: ООО "Рольф", 2018. – 496с. – ISBN 978-5-534-14308-9. – Текст : непосредственный.
9. Батурина, Г. И. Введение в педагогическую профессию: уч. пособие. / Г. И. Батурина, Т. Ф. Кузина. - М.: Academia, 1998. - 170 с. – Текст : непосредственный.
10. Бережковская, Е. Л. Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов / Е. Л. Бережковская. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 357 с. – ISBN 978-5-4475-9494-7. – Текст : непосредственный.
11. Белоконь М. А. Личность, самооценка, эталон в профессиональном истановлении субъектов обучения: автореф. дис. канд. психол. Наук / М. А. Белоконь. – Краснодар, 2014. – 150 с. – Текст : непосредственный.
12. Бернс Р. Я. Концепция и Я – образы. Самосознание и защитные механизмы личности / Р. Я. Бернс. – Самара, Дом «Бахрах», 2003. – 164 с. – Текст : непосредственный.
13. Бугайчук Т. В. Исследование становления профессиональной самооценки у будущих педагогов: Междисциплинарный сборник статей всероссийской конференции с международным участием / Т. В. Багайчук, Под науч. ред. И. Ю. Тархановой. – Текст : непосредственный – Ярославль, 2021 – С. 62-66.
14. Власова В. И., Жукова К.
По результатам данной диагностики у 86% высокий уровень самоконтроля в эмоциональной сфере. Выраженная склонность следить за проявлением своих чувств, мимики, голоса, жестов и т.п., у 13% средний уровень самоконтроля в деятельности. Умеренная склонность уточнять неясности до выполнения какого-либо задания, проверять правильность своих действий в процессе работы, а также после ее завершения и 1% средний уровень социального самоконтроля. Умеренная склонность в своих поступках, высказываниях, манерах поведения, стиле одежды и т.п. придерживаться принятых в обществе правил поведения. (Приложение 13)
3.3 Анализ влияния тренинга по развитию самооценки на самоконтроль учителей на стадии адептаПосле психодиагностического тестирования анализ влияния тренинга по развитию самооценки на самоконтроль учителей на стадии адепта мы осуществили с помощью метода математико-статистической обработки данных (t-критерий Стьюдента).
Средняя значимость показателей диагностик п