Взаимосвязь психологических границ и самоотношения личности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. С начала XX века проблема психологических границ личности затрагивалась психологами разных направлений и с точки зрения разных классических психологических концепций (психоанализ, гештальтпсихология Ф. Перлза, теория объектных отношений и др.). До сих пор современные зарубежные и отечественные исследователи вкладывают в данное понятие разный смысл. Многообразие подходов к пониманию психологических границ личности, по словам А.Ш. Тхостова, вызывает сложности в объективном их изучении, так как они являются сложным и трудноуловимым феноменом, существование которого не ставится под сомнение.
В связи с этим, мы полагаем, что данный феномен нуждается в научном обсуждении его содержания. Проблема самоотношения довольно актуальна в настоящее время. Это связано с потребностью определения степени важности человека в условиях современности, его способностей преобразовывать себя и окружающий мир. В настоящее время проблема женского супружеского наси
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ГРАНИЦ И САМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ...……6
1.1 Проблема самоотношения в современной психологии...........................6
1.2 Понятие психологических границ в психологии……………………….9
1.3 Взаимосвязь психологических границ и самоотношения личности…………………………………………………………………………….18
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………..……………..25
СПИСОК
1.Бажин, Е.Ф., Голынкина, Е.А., Эткинд, А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал.– Том 5. –1984. – №3. – С.152-162.
2.Балакирева, К.П. Насилие. Особенности психологической работы с жертвами насилия/ Центр Знаний. Материалы к вебинару от 11.09.2015. URL:http://knowledge.org.ua/wpcontent/uploads/2015/11/13_Nasilie_Osobennosti_r aboty_s_zhertvami.pdf
3.Бандура А., Уолтерс, Р. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений. //М.: Апрель Пресс: Эксмо-Пресс, 2019.
4.Баришполец А.М., Холодов А.Ю. Исследование отдельных поведенческих форм, способствующих подверженности женщин насилию // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. №49-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-otdelnyh- povedencheskih-form-sposobstvuyuschih-podverzhennosti-zhenschin-nasiliyu
5.Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. СПб., 2004, 512 с.
6.Бессчетнова, О.В. Проблемадомашнегонасилия в пандемию COVID-19: кто виноват и что делать? // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Социология.Политология.2021.№3.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-domashnego-nasiliya-v-pandemiyu-covid- 19-kto-vinovat-i-chto-delat
7.Биктина, Н.Н. К проблеме виктимности личности подростка в современных исследованиях:сущность,виды,факторы возникновения и причины проявления / Н.Н.Биктина, А.Б.Баймешова // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. С. 542-551.
8.Ботова, М.Г. Соотношениепонятий«Насилие»и «Агрессия»: теоретико-эмпирическоеисследование//ВестникКГУ.2012. №1.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sootnoshenie-ponyatiy-nasilie-i-agressiya-teoretiko- empiricheskoe-issledovanie9.Быховец, Ю.В., Дан, М.В. Эмоциональное насилие с точки зрения теории привязанности и системной семейной психотерапии // Мир науки. Педагогикаипсихология.2019.№6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-nasilie-s-tochki-zreniya-teorii- privyazannosti-i-sistemno
Схожих взглядов на психологические границы придерживается еще один представитель психоаналитической школы – немецкий психиатр и исследователь Г. Аммон (Аммон, 2000). Он выделяет в структуре личности телесное Я (соматическая граница, чувство физического существования), которое начинает формироваться с рождения.
Он проанализировал множество медицинских историй и пришел к выводу, что в первый раз в жизни ребенок не воспринимает себя отдельно от матери, он не различает внутренний и внешний мир, самость и не-Я. Мать воспринимается как часть собственного тела, само тело не имеет четких границ. Мать и ребенок образуют психосоматическое единство, они живут в таком симбиозе. Эта диада поддерживает жизнь ребенка и создает климат, в котором ребенок постепенно воспринимает свои потребности и соматические функции в тесном