Спортивные игры для детей дошкольного возраста: цель, задачи, виды и особенности (на примере МБДОУ Большекабанский детский сад Лаишевского района «Ладушки»)
Введение
Актуальность темы исследования. Дошкольный возраст – это ответственный период развития ребенка, когда закладывается фундамент его здоровья, происходит физическое и личностное совершенствование ребенка. формируются необходимые эмоциональные и психологические особенности. Именно в детском возрасте происходит начальное воспитание физических качеств, формирование жизненно важных базовых навыков и умений, осваивается азбука движения, из элементов которой в последствии формируется вся двигательная деятельность человека. Развитие и здоровье ребенка в последующие годы зависит от организации воспитания и обучения ребенка.
Большую роль в физическом развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста выполняет важный вид детской деятельности – спортивные игры, благодаря которым ребенок удовлетворяет свои потребности в движении. Игры подбираются с учетом возрастных особенностей, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов ребенка.
Подвижные игры, построенные на движ
Содержание
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Теоретические основы организации спортивных игр для детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………………….6
1.1 Определение и значение спортивных игр, адаптированных для детей дошкольного возраста…………………………………………………………………….6
1.2 Цели и задачи проведения спортивных игр для детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………………...10
1.3 Виды спортивных игр, их характеристика, и особенности их проведения у детей дошкольного возраста…………………………………………………………….12
2 Экспериментальное эмпирическое исследование эффективности развития физических качеств дошкольников в процессе спортивных игр……………………..18
2.1 Изучение уровня развития ловкости у детей дошкольного возраста……...18
2.2 Анализ результатов опытно – экспериментальной работы………………...20
2.3 Комплекс подвижных игр, направленный на развитие ловкости у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………...22
Заключение………………………………………………………………………..28
Глоссарий………………………………………………………………………….30
Список использованных источников……………………………………………33
Список сокращений………………………………………………………………35
Приложения……………………………………………………………………….36
Список использованных источников
1. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. - М., 1983.
2. Осокина Т.И. Физическая подготовка в детском саду. – М., 1986.
3. Айдашкевичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. – М.: Просвещение, 1992.
4. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателя детского сада / Е.Н. Вавилова. – М.: Просвещение, 1981. – 96 с.
5. Вавилова Р.И.Сборник инструктивно-методических материалов по физической культуре. - М.: Просвещение, 2003.- 245 с.
6. Щебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. Практикум. – М.: Академия.- 1999.- 160 с.
7. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез. 2007. - 240 с.
8. Доронина, М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М.А. Доронина // Дошкольная педагогика. - 2007. - №4. - С.10-14.
9. Рунова, М.А. Особенности организации занятий по физической культуре / М.А. Рунова // Дошкольное воспитание. - 2009. - №9. - С.42-52.; №10. - С.56-63.
10. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников / В.Н. Шебеко и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 176 с.
11. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб.пособие / Э.Я. Степаненкова. - М.: Воспитание дошкольника, 2006. - 368 с.
12. Гришина Г.Н. Любимые детские игры. - М., 1997.
13. Развивающие игры: быстрее, выше, сильнее // Сост. М.И. Логинов. - СПб., 2000.
14. Тимофеева В.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. - М., 1986.
15. Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. - М., Просвещение, 1976.
16. Кожухова Н.Н. Воспитатель по физической культуре / Н.Н. Кожухова, В.И. Козлова. – М.: Педагогика – 2019. –320 с.
17. Ноткина Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников / Н.А. Ноткина. – СПб: Знание. – 2019. – 157 с.
18. Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ. М – книга, 2013
19. Лесгафт П.Ф. Руководство по физической культуре детей дошкольного возраста» 1888 и 1901 гг.
20. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. В 8- ми томах.
У ребенка развиваются мышление, воображение, ловкость, чувство ритма, морально волевые качества, сообразительность; расширяется кругозор; пополняется умственная активность, словарный запас; обогащается речь; активизируется память, представления; формируются новые положительно нравственные качества личности. Ребенок начинает учиться действовать в коллективе в соответствии с правилами и требованиями. Он учится находить общий язык со сверстниками, дружить, проявлять сопереживание, оказывать помощь, согласовывать свои действия с действиями товарищей. У него воспитывается сдержанность, самооблада¬ние, ответственность, воля и решительность.
Также у детей формируются простейшие умения и навыки обращения со спортивным снаряжением: дети привыкают самостоятельно готовить его к занятиям, убирать после занятий. Эти действия приобщают детей к разнообразным, доступным им трудовым процессам, способствуют возникновению потребности принимать участие в посильной трудовой деятельности. Спортивные упражнения служат хорошей подготовкой к занятиям спортом в будущем.
Разнообразные движения и действия, выполняемые в спортивных играх, в большинстве случаев на свежем воздухе, т.е. в благоприятных гигиенических условиях, оказывают большое оздоровительное влияние: способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма, служат средством активного отдыха. Значительное положительное влияние оказывают спортивные игры на нервную систему. Быстрота выполнения движений, частая их смена и постоянное варьирование интенсивности мышечной деятельности способствует увеличению силы, подвижности и лабильности нервной системы. Занятия спортивными играми положительно