Социально-психологические и личностные факторы формирования девиантного поведения (склонности к суицидальному поведению) у подростков
Введение
Актуальность темы. Жизнь современных подростков связана с рядом сложностей в социализации и содержании, что объясняется как темпом и ритмом технико-технологических изменений, так и большим количеством информации, которая воздействует на них на глубинном уровне, не имея объективного критерия для оценки этой информации. Эти факторы усугублены экономическим и экологическим кризисами, которые вызывают тревогу у подростков, проявляющуюся в раздражительности, безнадежности, духовной опустошенности, а также агрессивности, жестокости и цинизме. Следует отметить, что эта проблема является актуальной и требует немедленного решения.
В настоящее время участились случаи социальной дезадаптации подростков, которая проявляется в нарушении норм морали и потере самоконтроля в обществе. Такие подростки часто стремятся к аморальному образу жизни, сопротивляются педагогическому и социальному воздействию, и проявляют зависимое поведение, такое как употребление алкоголя и курение. Их речь часто с
Содержание
Введение 3
Глава 1. Психологические особенности девиантного и суицидального поведения 6
1.1. Понятие, виды и процесс формирования девиантного поведения 6
1.2. Понятие, виды и особенности суицидального поведения 21
1.3. Выводы по первой главе 28
Глава 2. Теоретический анализ социально-психологических и личностных факторов формирования девиантного поведения у подростков 30
2.1. Особенности детей подросткового возраста в психологических исследованиях 30
2.2. Проблема девиантного поведения у подростков 40
2.3. Психологические факторы формирования склонности к девиантному поведению у подростков 44
2.4. Выводы по второй главе 48
3.1. Организационно-методическое обеспечение исследования 50
3.2. Изучение взаимосвязи личностных особенностей и суицидального поведения у подростков 52
3.3. Выводы по третьей главе 63
Заключение 65
Список литературы 68
Список литературы
Акопян Л.С., Мишина С.С. Психологические аспекты суицидального поведения подростков // Вестник Самарского юридического института. – 2018. – №4 (30). – С. 119-125.
Аманкулова Ж.С., Хамзина А.Н., Султанова А.К., Рашитова Н.А., Кононбаева С.Н., Дюсекова Т.П., Амидова М.Б., Акназаров А.С. Проблема суицидального поведения подростков // Вестник АГИУВ. – 2019. – №1. – С. 69-73.
Бебчук М.А., Салихова А.Р. Влияние семьи на суицидальное поведение у детей и подростков // Педиатрия. Журнал им. Г. Н. Сперанского. – 2019. – №2. – С. 141-144.
Белова Е.Г. Девиантное и агрессивное поведение подростков: гендерные различия // Вестник магистратуры. – 2020. – №6-1 (45). – С. 125-129.
Бойко Я.А., Савельева И.В. Суицидальное поведение подростков: предпосылки, проблемы профилактики // Наука и современность. – 2021. – №19-2. – С. 1-6.
Васильев Н.Г., Терещенко А.Г. Методологичские основы изучения девиантного поведения подростков // ГлаголЪ правосудия. – 2019. – №2 (12). – С. 28-32.
Васильченко М.В. Профилактика и коррекция кризисных состояний и суицидального поведения подростков // Российский психологический журнал. – 2019. – №1. – С. 87-91.
Гармаева Т.В., Будаева Э.В. Психология развития рисков суицидального поведения подростков // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – №3. – С. 1-10.
Горюнова Н.И., Добряков Д.А. Аутоагрессивное поведение как фактор суицидального риска у подростков // Тюменский медицинский журнал. – 2018. – №3. – С. 27-30.
Гут Ю.Н., Кабардов М.К. Исследование предпосылок девиантного поведения подростков // Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2019. – №3 (9). – С. 1-7.
Джемилова Э.И. Причины формирования девиантного поведения подростков // Форум молодых ученых. – 2018. – №11-1 (27). – С. 594-602.
Здоровцева Е.В. Диагностика девиантного поведения подростков в учреждении дополнительного образования // ИСОМ. – 2021. – №S1. – С. 35-39.
Иванов Д.В. Социально-психологические факторы девиантного поведе
Согласно высказыванию Д.А. Максимовой, «наиболее распространенными причинами самоубийств являются утрата родственника или близкого человека, крайняя физическая и эмоциональная усталость, подорванное самоуважение, разрушение механизмов защиты личности, идентификация с совершившим самоубийство, а также аффективные реакции» [27, c. 54].
«Две группы факторов повышенного риска суицида выделяются С.А. Мзикян, Д.И. Новиковой и А.А. Савченко:
– экстраперсональные факторы – воздействующие не на личность, а на окружающую среду, такие как психозы и другие серьезные психические расстройства, угрозы самоубийства, повторные попытки, а также период после суицидального поведения продолжительностью до 90 дней. Важными факторами могут быть также подростковый возраст, экстремальные условия, например одиночество, потеря престижа в семье или группе сверстников, конфликты и