Особенности лексики рассказов русских писателей второй половины XX века лингвистический и методический аспекты

Скачать хорошую дипломную работу на тему: Особенности лексики рассказов русских писателей второй половины XX века лингвистический и методический аспекты. В работе рассматривается лексико-стилистический анализ художественной литературы.
Author image
Fadis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
06.08.2024
Объем файла
156 Кб
Количество страниц
51
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
1840 руб.
2300 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования определена возросшим интересом к исследованию функционирования языковых средств в литературе, когда лексические единицы исследуются с позиции их стилистической ценности. Причина этого в том, что объектом лингвистического анализа становится язык в процессе его использования.
Стилистические возможности лексики тем важнее, чем более органично и широко включены в нее исторические, архаические и фразеологические лексемы, различные малые литературные жанры. Принимая во внимание, все сказанное ранее, мы можем сделать вывод, что проблематика использования архаических, разговорных или жаргонных лексем считается довольно актуальной в филологической науке в наше время.
Проблема исследования нашла свое отражение в трудах
В.В. Виноградова, Н.А. Каланова, Е.В. Ковалевой, Э.В. Кузнецовой, Н.И. Кротова, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, Л.А. Новикова, Г.Н. Скляревской, В.И. Прохоровой, А.М. Пятигорского, О.Л. Рублева, Н.М. Шанского и других ученых.
Цели данного

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЕКСИКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА5
1.1.Языковая специфика художественного текста5
1.2.Лексические средства как стилеобразующий фактор художественного текста17
ГЛАВА 2. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЕКСИКИ РАССКАЗОВ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА29
2.1. Лексические особенности рассказа В.М. Шукшина «Срезал»29
2.2. Лексические особенности рассказа В. П. Астафьева «Далекая и близкая сказка»34
2.3. Анализ лексических особенностей рассказа В. Пикуля «Океанский патруль»38
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЕКСИКИ РАССКАЗОВ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ54

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Аванесов Р.И. Очерки русской диалектологи / Р.И. Аванесов. – М.: Наука, 1949. – 243 с.
Астафьев В. П. Собрание сочинений в 15 томах. Т. 4., - Красноярск: Офсет, 1997 с. – 247 с.
Бахтин М.М. Проблема речевых жанров/ М.М. Бахтин. – М.: Русские словари, 1996. – 278 с.
Блинова О.И. Русская диалектология. Лексика: учебное пособие / О.И. Блинова. – Томск: ТГУ, 2002. – 176 с.
Бурназян Н.А. Работа по морфологии в условиях диалектного окружения / Н.А. Бурназян // Филология в образовательном пространстве донского региона и ее роль в развитии личности: межвузовский сборник научных. – Ростов на Дону, 1998. – С. 46-52.
Быстрова Е.А. Федеральный и национально-региональный компоненты государственного стандарта по русскому языку / Е.А. Быстрова // Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент: сборник научных трудов. – М.: ИОСО РАО, 1999. – 308 с.
Виноградов В. В. О Некоторых вопросах теории русской лексикографии // Виноградов В. В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. М., 1977. С. 243-264.
Грачев М. А. Русский жаргон: историко-этимологический словарь: происхождение жаргонных слов и выражений, доступное пояснение, примеры из тюремного фольклора / М. А. Грачев, В. М. Мокиенко. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009. – 334 с.
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 573 c.
Еременко О.И. Диалектная лексика как средство приобщения младших школьников к народной культуре в процессе кружковой работы / О.И. Еременко // Система и среда: Язык. Человек. Общество. – Нижний Тагил: НГСПА, 2010. – C. 339-343.
Еременко О.И. Использование региональной лексики на уроках родного языка в сельской школе / О.И. Еременко // Сельские культурно-образовательные комплексы как инновационные учреждения: сборник научных трудов. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2004. – С.208-212.
Злоказова, Ю. С. Функционирование стилистически сниженной

В разговорной лексике довольно часто встречаются различные оценочные суждения. Например, на вопрос «Сказали?» вместо «Нет, не сказали» последовать могут эмоционально-экспрессивные ответы, например, «Где там, сказали!» либо «Куда там, сказали».
По мнению Е.П.Осиповой, существует три группы просторечной лексики:
• Грубовато-экспрессивная лексика грамматически представлена существительными, прилагательными и наречиями (негодяй, зануды обормот, и т. п.). Экспрессивный характер этих слов может продемонстрировать отношение писателя к какому-то предмету, субъекту или действию.
• Говорливо-просторечная лексика отличается огромной степенью грубости и граничит с лингвистикой малого литературного жанра - жаргонами (например, слова: харя, балада) Эти слова отличаются очень большой экспрессией и характеризуются крайней степенью негативного отношения к каким-либо описываемым предметам или явлениям.
• К