Публицистическое и художественное в романе А. Мариенгофа «циники»
Введение
Работа посвящена публицистическим и художественным аспектам прозы А. Б. Мариенгофа и методам их интеграции на примере романа «Циники».
Объектом исследования является роман А. Б. Мариенгофа «Циники». Предметом исследования выступают публицистические и художественные черты поэтики Анатолия Мариенгофа.
Цель исследования — выявить основные жанровые и стилистические черты прозы Мариенгофа в романе «Циники».
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
определить основные черты публицистических жанров;
проанализировать их применение в романе «Циники»;
выявить конкретные источники, использованные А. Б. Мариенгофом в газетных фрагментах;
определить особенности художественного стиля имажинистов;
проанализировать их применение в романе «Циники»;
определить цели и методы интеграции публицистических элементов в текст художественного произведения на примере романа «Циники».
Актуальность проведенного исследования обусловлена долгим отсутствием исслед
Оглавление
Введение4
Глава 1. Публицистическое в романе А. Мариенгофа «Циники»8
1.1.Историко-культурологический контекст России в 1920-х гг.8
1.2.Публицистика как инструмент для создания художественного текста17
1.3.Публицистическое и историческое в романе А. Мариенгофа «Циники»25
Глава 2. Художественное в романе А. Мариенгофа «Циники»38
2.1.Литературный контекст России 1920-х гг.38
2.2.Принципы имажинистского текста на примере романа
А. Мариенгофа «Циники»47
2.3.Художественный стиль А. Мариенгофа в романе «Циники»56
Заключение67
Библиографический список70
Приложения75
Аверин Б. В. Проза Мариенгофа // Мариенгоф А. Роман без вранья; Циники; Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги. Л.: Худож. лит., 1988.
Бабкина Т. А. Система оппозиций в сюжете рассказа Е. Замятина «Пещера» и романа А. Мариенгофа «Циники» // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Тамбов, 1997. Кн. 4.
Базанов М. А. Взглядом историка: главный герой романа А.Б. Мариенгофа «Циники» как представитель профессионального сообщества своего времени // Челябинский гуманитарий. 2012. № 2 (19).
Белаш Е. Ю. Жанровая поэтика романов А. Мариенгофа: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.01. М.: 2020.
Бердинских М.В. Имидж поэта и эстетические пристрастия маргинальных слоев советской эпохи 1920-х годов // Вестник Вятского государственного университета. 2011. № 4.
Бурини С. «Кофейная эпоха» в Москве: «Питтореск» как зеркало города // Лотмановский сборник. М.: «О. Г. И.», Издательство РГГУ, 1997. Т. 2.
Воробьева Н. Ю. Роман-цикл как специфический жанр литературы первой половины XX века (на материале романов А. Мариенгофа «Циники» и Г. Броха «Невиновные») / Н. Ю. Воробьева // Мир науки, культуры и образования. 2008. № 4 (11).
Демидов О. В. Анатолий Мариенгоф: первый денди Страны Советов: биография. Москва: АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2019.
Демидов О. В. Неизвестная статья о поэтах Воинствующего ордена имажинистов // Нижний Новгород. 2020. №1 (30).
Зыховская Н. Л. Запах времени: газетные врезки в составе художественного текста // Знак : проблемное поле медиаобразования : науч. журнал. 2009. №2 (4).
Исаев Г. Г. Архетип эстета в дискурсах повествователя и лирического героя А. Мариенгофа 1920-х годов // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика, 2015. № 1.
Корман Б.О. Избранные труды по теории и истории литературы. Ижевск, 1992.
Кочкина Н.Ю. Новые тенденции жанровой традиции в русской литературе первой половины ХХ века (на материале романов А. Мариенгофа «Циники», «Роман без вранья
Мариенгоф действительно опирается на опубликованные в газетах новости, однако позволяет себе неточное их цитирование.
Похожее мы наблюдаем в подглавке [1918:5], текст которой выглядит следующим образом: «ВЧК сделала тщательный обыск в кофейной французского гражданина Лефенберга по Столешникову переулку, дом 8, и в кофейной словака Цумбурга тоже по Столешникову переулку, дом 6. Обнаружены пирожные и около 30 фунтов меда». Об этом событии писала газета «Правда»: в заметке «Пирожное — детям бедноты» речь идет о проводимых ВЧК обысках в «буржуазных кофейнях», в результате которых конфискованная продукция была передана «для раздачи детям бедноты» (см. Приложение 5). Цитируемая Мариенгофом новость в самой газете звучит так: «В.Ч.К. сделала тщательный обыск в кофейне французской гражданки Лефенберг, по Столешникову переулку, дом 7, и в кофейне словака Цумбура, тоже по Столешникову переулк