Профилактика дислексии у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Введение
Усиление образования в современном мире предполагает увеличение объема полученных знаний, умений и навыков, которым должны овладеть учащиеся. В настоящий момент возросло количество детей с трудностями обучения в школе. В одну из групп входят – дети с речевыми расстройствами. Нарушения в речевом развитии детей, носят разный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребёнка. Но, в большинстве случаев, без оказания своевременной коррекционно-логопедической помощи они приводят к стойким специфическим ошибкам в письме и чтении (дисграфии и дислексии).
По оценкам психологов на успеваемость в школе влияют более 200 факторов. Самый главный из них – овладение навыком чтения.
Чтение, являясь основным способом получения учебной информации, играет ведущую роль в процессе усвоения знаний. Однако в начальной школе оно является целью обучения, в результате которого ребенок должен овладеть навыком беглого, правильного и осознанного чтения.
Интерес к проблемам раннего выявле
Оглавление
Введение2
I глава. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК К ОВЛАДЕНИЮ ПРОЦЕССОМ ЧТЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ8
1.1. Понятие фонетико-фонематического нарушения речи и его классификация8
1.2. Структура чтения и предпосылки его формирования15
1.3. Особенности проявления дислексии у детей24
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи24
1.4. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с фонетико-фонематическим нарушением речи27
Выводы по первой главе33
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ДИСЛЕКСИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ36
2.1. Организация и методы исследования36
2.2. Анализ метoдик исследования, направленного на выявление предпосылок дислексии у детей старшего дошкольного возраста40
2.3. Исследование состояния функционального базиса чтения66
у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.66
Выводы по II главе69
Глава III. Организация и содержание логопедической работы по профилактике дислексии у детей старшего дошкольного возраста72
3.1 Организация практического исследования72
3.2. Логокоррекционная работа по профилактике нарушений чтения75
3.3.Анализ результатов контрольного изучения88
Выводы по третьей главе90
Заключение92
Список литературы не найден
Поскольку в настоящее время очень возросли требования к поступающим в первый класс детям. Программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. Ребёнок, идущий в массовую школу из логопедической группы, испытывает большие трудности в обучении чтению. Поэтому задача профилактики дислексии чрезвычайна, важна и необходима в наши дни.
«Дислексия — это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения чтением». [29]
При недоразвитии фонетико-фонематической стороны речи у детей наблюдается неточность и нестойкость речевых представлений и обобщений. На затруднения овладением звуковым анализом слова указывают работы Р.Е. Левиной, Г.А.Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой.
Основными задачами воспитания и обучения ребенка в дошколь