Изучение теоретических и практических аспектов влияния этимологии слова

Скачать дипломную работу на тему: "Изучение теоретических и практических аспектов влияния этимологии слова". В которой изучено и охарактеризовано понятие и сущность этимологического анализа на уроках русского языка в средней школе. Рассмотрены существующие методики и подходы к реализации этимологического анализа для обучения орфографии при работе со школьниками среднего звена.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
06.08.2024
Объем файла
337 Кб
Количество страниц
47
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
1600 руб.
2000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Русский язык играет важную роль в современном мире как национальный язык русского народа, который обладает богатым лексиконом и многообразием грамматических средств. Он используется для национального общения на территории Российской Федерации и является одним из мировых языков, на котором говорят более 230 миллионов человек. Русский язык также приобретает все большее международное значение и изучается в качестве иностранного языка во многих школах. Русский язык неоднороден по составу, включая литературный язык, диалекты, просторечия и жаргон. Несмотря на то, что он не признан государственным языком во многих странах, он остается основным средством общения для многих людей. Знание русского языка облегчает общение людей различных национальностей, населяющих Российскую Федерацию, а также другие страны, где он используется в качестве второго государственного языка.
Литературный язык является высшей формой русского языка и характеризуется системой норм, созданных учёными, публици

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА 9

1.1. Этимология как наука в составе общности русского языка 9

1.2. Понятие и сущность этимологического анализа на уроках русского языка в средней школе 16

1.3. Методика и подходы к реализации этимологического анализа при работе со школьниками среднего звена 21

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ЭТИМОЛОГИИ И ЭТИМОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 27

2.1. Методика работы с общепринятыми орфографическими правилами 27

2.2. План-конспект урока на тему «Наука этимология и этимологический анализ» 36

2.3. Рекомендуемая литература для изучения этимологии и этимологического анализа 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53

Не найдено

Историческая фонетика является первым «пробным» этапом любого этимологического анализа. На уровне современного русского языка, на первый взгляд, представляется возможным сблизить слова «лог» и «ложка», так как в значении слова «лог» содержится мотив углубления «овраг». Однако древнерусское написание лъжъка и формы в родственных языках, например, сербском и болгарском, указывают на то, что «о» в корне слова «ложка» происходит от редуцированного «ъ», а в слове «лог» оно исконно. Стоит отметить, что значение углубления первично только для слова «ложка», а для…… «лог», образованного от слова «ложь», вторично. При ближайшем рассмотрении русское слово «болячка», основанного от древнего причастия, и чешская «б.олачка», образованного от «болак», оказываются нетождественными образованиями. Наоборот, историческая фонетика славянских и германских языков дает бесспорное основание для признания родства русского «koloda» и немецкого «holz..» – «дерево», далеких друг от друга по своему современному звучанию.

Связь этимологии с исторической фонетикой взаимно необратима. Каждый фонетический закон и каждое изменение звука, принимаемое сравнительно-историческим языкознанием, основывается на определенном круге этимологических сравнений и сближений слов одного или родственных языков, а степень достоверности каждого закона определяется соотношением этимологии, подтверждающие его, с одной стороны, и противоречащие ему, с другой. Например, чередование «е»./.«о» в славянских и индоевропейских языках происходит от этимологических сопоставлений таких слов, как русские «деру» - «задор», «пеку» - «опока», «плету» - «твердыня», обведу - обод. Известны случаи, когда новое этимологическое толкование группы слов делало необоснованным ранее признанный фонетический закон, основанный на этих словах.

Информация о словообразовании, необходимая для этимологических исследований, вычленяется сразу же – определить, от каких морфем (корневых или аффиксальных) образовано слово, надо знать существующие способы словообразования