Психологическая коррекция коммуникативных навыков младших школьников с расстройствами аутистического спектра

Скачать дипломную работу на тему: "Психологическая коррекция коммуникативных навыков младших школьников с расстройствами аутистического спектра". В которой изучены особенности коммуникативных навыков учащихся младшего школьного возраста. Разработана программа по формированию коммуникативных навыков детей с расстройствами аутистического спектра.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
06.08.2024
Объем файла
341 Кб
Количество страниц
47
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время выросло количество детей с расстройствами аутистического спектра. Сегодня мы можем встретить их не только в специализированных учреждениях, но и в общеобразовательных школах, и в досуговых центрах, и на общественных мероприятиях где с ними приходится контактировать всё большему количеству людей.
Ранее эти дети считались необучаемыми, но сейчас их включают в образовательный процесс общеобразовательных учреждений на основании выбора родителей, и они, при создании специальных условий, могут получать образование наравне со своими сверстниками. Варианты обучения могут быть разные (как цензовое, так и не цензовое) и зависят они от степени психофизических нарушений учащихся, от своевременно предоставленной ранней помощи специалистов, принятием такого ребёнка родителями и выбранной ими стратегией поведения (стиля воспитания) и т.д. У данной категории детей с ОВЗ имеется большая проблема с адаптацией в социуме, и поэтому здесь необходим индивидуальный подход к в

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОММУНИКАТИВНЫНХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 8

1.1. Особенности коммуникативных навыков учащихся младшего школьного возраста 8

1.2. Особенности коммуникативных навыков учащихся с расстройствами аутистического спектра  младшего школьного возраста 13

1.3. Психологическая коррекция коммуникативных навыков учащихся с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраст. 17 

Выводы по главе 1 18

Глава II. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ  УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 20

2.1 Организация и методы исследования 20

2.2 Описание результатов по итогам констатирующего эксперимента 22

2.3 Анализ результатов по итогам  контрольного эксперимента 32

2.4 Программа формирования коммуникативных навыков детей с расстройствами аутистического спектра 43

Выводы по главе 2 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50

Приложение № 1 57

Оценка навыков коммуникативного поведения 63

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аналитическая справка о численности детей с расстройствами аутистического спектра в субъектах Российской Федерации в 2020 году. -URL: https://autism-frc.ru/ckeditor assets/attachments/3646/analiticheskayaspravkamonitoring 2020 nablankefits 09 03 21.pdf (дата обращения: 13.11.2022).

2. Артемова Е.Э., Ряженова М.А. Формирование навыков взаимодействия у младших школьников с расстройствами аутистического спектра // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 7. – С. 121-125; URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38145 (дата обращения: 05.12.2022).

3. Андреева Г. М. Взаимосвязь общения и деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности./ Г.М. Андреева. – М.: «Просвещение» – 1985. – С.147-149.

4. Байбородова Л.В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе/ Л.В. Байбородова. – М.: «Просвещение» – 1991. – С.165- 166.

5. Батыршев А.В. Организационные и коммуникативные качества личности/ А.В. Батыршев. – М.: Изд. центр «Академия» – 1998. – С.136-189

6. Беракса Н. Е. Способы реализации поведения у детей младшего школьного возраста/ Н. Е. Беракса // Вопросы психологии. – М.: Просвещение – 1996. – №3. – С. 14 – 27.

7. Багрова И. Г. Обучение учащихся восприятию речи / И. Г. Багрова – М.: Педагогика, 2000. – 350 с.

8. Бодалев А. А. Психология общения/ А.А. Бодалев. – М.: Изд. центр

9. «Академия» – 1996. – С.95-97.

10. Булыгина Л.Н. О формировании коммуникативной компетенции  школьников/ Л.Н. Булыгина// Вопросы психологии. – М.: Просвещение – 2010. – №2. – С.149.

11. Васина А.С., Тишина Л.А. Развитие коммуникации детей с расстройствами аутистического спектра средствами игровой терапии // Universum: Научное обозрение. 2017. № 1 (1). С. 313–317.

12. Васильченко П.А. Обучение на коллективной и индивидуальной  основе/ П.А. Васильченко// Начальная школа. – 1993.– №4. – С.57-59.

13. Вергелес Г. И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников/ Г.И. Вергелес. – М.: Просвещение – 1989. – С.56-58.

14. Воробьева О. Я. Коммуникативные технологии в школе / О. Я. Воробьева. – М.: Учитель – 2008. – 144 с.

15. Батаршев, А.В. Диагностика способности к общению [Текст] / А.В. Батаршев. - СПб. : Питер, 2006. -176 с.

16. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] : 5-е изд, испр. / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.

17. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. М.: Педагогика, 1982 - 1984. Т.3. «Проблемы развития психики» //под ред. Под ред. А. М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.

18. Выготский, Л.С. Собрание 

А также учебная деятельность создает условия для развития умения управлять своими психическими процессами и поведением.
Говоря о младших школьниках с РАС, для них вступление в первый класс, в новые условия – это стресс, в этот период важно найти правильный подход к ребенку, наладить с ним контакт и помочь пройти адаптацию в новой для него ситуации.
Расстройства аутистического спектра – распространённая проблема, для которой характерны нарушения формирования основ коммуникации и межличностного взаимодействия за счет особенностей в психическом развитии.
Младшие школьники с РАС не умеют вступать в речевой диалог с социумом, очень избирательны к контакту с людьми, формы поведения и общения стереотипны, произвольность не развита, имеется чувствительность к нарушению контакта. Что в свою очередь оказывает влияние на становление и развитие коммуникативных навыков, коммуникативного поведения.