Формирование эстетической культуры у детей младшего школьного возраста на занятиях хореографии
Введение
На современном этапе развития российского образования одна из центральных задач общеобразовательной школы определяется как формирование культурной и образованной личности подрастающего поколения. Основополагающее для этого звено - эстетическая культура учащихся. Наиболее благоприятным периодом для её формирования является младший школьный возраст. Уровень эстетической культуры, заложенный именно в это время, определяет сформированность общей культуры личности на последующих этапах её развития.
По мнению, В.А.Сластенина (1998), данный возраст располагает огромными возможностями для развития творческих способностей: музыкальных, изобразительных и пластических. Потребность в самовыражении, которую проявляют учащиеся, требует их постоянной вовлеченности в разнообразные виды деятельности.
Вместе с тем, в младшем школьном возрасте закладываются основы физической культуры, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической физической активности.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ........................................................................................ 6
1.1. Сущность понятия «эстетической культуры и воспитания»............ 6
1.2. Формы и методы формирования эстетической культуры детей младшего школьного возраста................................................................... 21
ГЛАВА II. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ НА УРОКЕ ХОРЕОГРАФИИ…………………………………………………………... 31
2.1. Организационно-педагогические условия формирования эстетической культуры детей....................................................................... 31
2.2. Авторский подход в формировании эстетической культуры детей младшего школьного возраста на занятиях хореографии......................... 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................... 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................................................ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абдуллаев, М. Эстетическая культура [Текст] : историко–методологический аспект / М. Абдуллаев. - Ташкент : Фан, 1991.- 91 с.
Аванесова, Г. А. Культурно–досуговая деятельность : теория и практика [Текст]: учеб. пособие / Г. А. Аванесова. - М. : Аспект–Пресс, 2006. - 236 с.
Адорно, Т. Эстетическая теория [Текст] / Теодор В. Адорно. - М. : Республика, 2001. - 527 с.
Актуальные проблемы формирования культуры и самореализации подрастающего поколения XXI века [Текст] : материалы междунар. науч.-практ. конф.. - Челябинск : ЧГАКИ, 2005. - 160 с.
Амонашвили, Ш. А. Личностно–гуманная основа педагогического процесса [Текст] / Ш. А. Амонашвили. - Минск : БГУ, 1990. - 560 с.
Ананьев, Б. Г. Индивид и личность [Текст] / Б. Г. Ананьев // Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды : в 2 т.. - М., 1980. - Т .1. - С. 104–106.
Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г.Ананьев. - Л. : ЛГУ, 1968. - 339 с.
Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. [Текст] / В. И. Андреев. - Казань : КГУ, 1988.- 238 с.
Ариарский , М. А. Социально–культурная деятельность как предмет научного исследования [Текст] / М. А. Ариарский. - СПб. : Арт-студия «Концерт», 2008. - 792 с.
Асенин, С. В. Познавательная и воспитательная роль искусства [Текст] / С. В. Асенин, И. Б. Немцов. - М. : Высшая школа, 1967. - 144 с.
Бажанова, В. А. Эстетика, вкус, мода [Текст] / В. А. Бажанова. - Казань, 2003. - 73 с.
Барабанова, И. И. Некоторые аспекты эстетического воспитания в трудах ученых второй половины XX века [Текст] / И. И. Барабанова. - Казань: Центр инновац. технологий, 2004. - 132 с.
Безрукова, В. С. Педагогика [Текст] / В. С. Безрукова. - Екатеринбург : Деловая книга, 1996. - 344 с.
Бердяев, Н. А. Философия творчества, культуры и искусства [Текст] / Н. А. Бердяев. - М. : Искусство, 1994. - Т. 1. - 542 с.
Проявление эстетической деятельности, в основном, должно быть направлено на применение всего полученного опыта, включая сформированные эстетические знания и представления, во всех сферах жизнедеятельности.
Рассмотрев эстетическую культуру младших школьников как набор духовных и физических качеств личности учеников, которые отражают адекватное отношение к реальности, выраженное в объективном понимании категорий прекрасного и применении этих характеристик в повседневной жизни и во всех видах деятельности. Также формирование эстетической культуры у младших школьников основано на эстетической деятельности, которая направлена на преобразование учеников, улучшение их культурного уровня и повышение общей культуры личности. Структурно, эстетическая культура младших школьников включает следующие компоненты: теоретический блок, сознательно-ценностный блок, двигательно-деятельностный блок и эмоционально-творческий блок.