Символизм иконостаса в трудах отца Павла Флоренского
Введение
Основой внутреннего убранства любого православного храма является иконостас (греч. εἰκονοστάσιον), представляющий собой более или менее сплошную перегородку с несколькими рядами упорядоченно размещённых икон, расположенную между северной и южной стенами храма и отделяющую алтарную часть от остального храмового помещения [1].И хотя некоторые считают его архаичным пережитком, необоснованно скрывающим от прихожан алтарное действо, представить себе православный храм без этого величественного и богато украшенного сооружения просто невозможно.
Обоснование
Много научных трудов и исследований было посвящено теме иконостаса, но, как правило, все они рассматривают развитие иконостаса с художественно-исторической точки зрения, изучая изменение и развитие объекта исследования, формирование и изменения художественных стилей и школ. Но логика подобных, пусть и очень детальных исследований оставалась прикованной только к внешней форме объекта изучения, не имея возможности проникнут
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ...………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. ГЕНЕЗИС ИКОНОСТАСА ………………………………………14
1.1 Предыстория возникновения иконостаса ...………………………………..14
1.2 Иконостас в христианской церкви …………………………………………20
Выводы по I главе ………………………………………………………….……27
ГЛАВА II. ИКОНОГРАФИЯ И ИКОНОЛОГИЯ ……………………...….28
2.1 Икона как часть иконостаса и картины мира ……………………………..28
2.2 Принципы прочтения иконостаса ……………………………………….…34
Вывод по II главе ………………………………………………………………..37
ГЛАВА III. СИМВОЛИЗМ ИКОНОСТАСА ………………………………38
3.1 Основные концепции символизма …………………………………...…….38
3.2 Символическое видение иконостаса в трудах отца Павла Флоренского..42
3.3 Параллели символизма иконостаса и передовой науки ……………….....49
Вывод по III главе ……………………………………………………….………56
Заключение …………………………………………………………………...….58
Список литературы …………………………………………………………..….61
Список литературы
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Иконостас
2. Кудрявцева Т.Н. О современных проблемах сооружения иконостасов Текст. / Т.Н. Кудрявцева // Высокий русский иконостас. М.: Патриаршие пруды, Пульс, 2004. - С. 179-195.
3. Филимонов Г. Церковь св. Николая Чудотворца на Липне близ Новгорода: Вопрос о первоначальной форме иконостасов в русских церквах. — M.: 1859
4. Троицкий Н.И. Иконостас и его символика Текст. Труды восьмого археологического съезда в Москве, 1890. Т. IV.-М., 1897.-С. 93-96
5. Сперовский Н. Старинные русские иконостасы // Христианское чтение. 1891. № 11-12 с 337-353.
6. Тренев Д.К. Иконостас Смоленского собора московского Новодевичьего монастыря. - М.: 1902.
7. Голубинский Е.Е. История русской церкви Текст. / Е.Е. Голубинский. -М.: 1904.
8. Ильин М.А. Некоторые предположения об архитектуре русских иконостасов на рубеже XIV- XV вв.// Культура Древней Руси. - М.: 1968.
9. Лазарев В.Н. Три фрагмента расписных эпистилиев и византийский темплон // Лазарев В.Н. Византийская живопись. - М.: 1971.
10. Бетин Л.В. Исторические основы древнерусского высокого иконостаса// Древнерусское искусство. - М.: 1970.
11. Успенский Л.А. Богословие иконы в православной церкви. М.: 1989.
12. Иконостас. Происхождение - Развитие - Символика / ред. сост. A.M. Лидов. - М.: Прогресс-Традиция, 2000.
13. Успенский Л.А. «Вопрос иконостаса».
14. Евсеева Л.М. Эсхатология 7000 года и возникновение высокого иконостаса Текст. / Л.М. Евсеева // Иконостас. Происхождение Развитие -Символика / ред. сост. A.M. Лидов. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. – С. 13-32.
15. Флоренский Павел свящ. Иконостас // Богословские труды. Сб. 9. М., 1972, с. 82-148.
16. Послание к Римлянам святого апостола Павла.
17. Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Репринт. М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мон-ря, 1994. Т. 2. С. 182.) 18. Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.
19. Д. К. Тренев. Краткая
Но каменное зодчество древней Руси, было не слепой копией Византийской архитектуры, оно несло на себе значительный отпечаток богатых традиций деревянного строительства.
Принято считать, что первым каменным строением на Руси был храм Успения Пресвятой Богородицы в Киеве, известный как Десятинная церковь. Храм этот строили греки, в 989-996 годах, приглашенные Великим князем Киевским Владимиром. (26) Своих артелей каменщиков в Киеве еще не было. Но в период с X по XI век, на Руси возникли две крупные строительные артели в Киеве и в Переяславле. Но бурное развитие христианства на Руси требовало строительства большого количества храмов и две, пусть и очень большие, артели с этой задачей явно не справлялись, по этой причине, большинство строившихся храмов, были деревянные.
Но изучение архитектурного наследия Руси X-го века, представляет собой не простую задачу. И если в Европе памятники архитектуры X-