Развитие силовых способностей юных пловцов на этапе общей базовой подготовки
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Повышение уровня работоспособности юношей и девушек – является важной задачей физического воспитания. Посредством развития основных физических качеств, достигается необходимый уровень физической подготовленности не только в спорте, но и в других видах физической деятельности.
В ряде исследований, применительно сенситивному периоду 10-12 лет, отмечается необходимость уделять большое внимание развитию всех физических качеств, и, прежде всего, скоростно-силовых способностей спортсменов в отдельных видах спорта [1,2].
Развитие физических качеств у пловцов занимает центральное место в тренировочных программах для пловцов подросткового возраста. Оно включает воспитание силовых способностей, гибкости, быстроты, ловкости, способности к расслаблению мышц, повышение физической работоспособности [3].
Очень важное значение в плавании имеет развитие силовых способностей, однако целенаправленное воздействие на организм занимающихся плаванием требует рационально пост
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ ЮНЫХ ПЛОВЦОВ 5
1.1 Анатомо-физиологические и психологические особенности пловцов 10-12 лет 5
1.2 Силовые способности и факторы влияющие на их развитие 13
1.3 Особенности проявления силовых способностей у пловцов 16
1.4 Этап общей базовой подготовки (начальной спортивной специализации) 19
1.5 Средства и методы развития силовых способностей у пловцов 10-12 лет 21
1.6. Методика развития силовых способностей пловцов 10-12 лет 33
1.7. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития силовых способностей у пловцов 10-12 лет 38
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 40
2.1. Методы исследования 40
2.2 Организация исследования 42
ГЛАВА 3 РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПЛОВЦОВ 10-12 ЛЕТ 44
3.1. Развитие силовых способностей «на суше» на этапе общей базовой подготовки у пловцов 10-12 лет 44
3.2 Исследование эффективности разработанных комплексов упражнений 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абсалямов, Т.М. Плавание: учебник для вузов / Т.М. Абсалямов, М.М. Булатова, Н.Ж. Булгакова. – М. : Олимпийская литература, 2000. – 496 с.
2. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического вопитания : учебник для студентов факультетов физ. культуры пед. институтов по специальности «Физ. культура» / Б.А. Ашмарин. – М. : Физкультура и спорт, 1990. – 287с.
3. Безотечество, К.И. Плавание : учебное пособие для студентов факультета физической культуры ТГПУ / К.И. Безотечество. – Томск : Центр учебно-методической литературы Томского государственного педагогического университета, 2004. – 108 с.
4. Буди, Б. О биологическом возрасте школьников-рекордсменов по плаванию / Б. Буди, И. Каус // Теория и практика физ. культуры. – 1975. – №8. – С. 68 – 69.
5. Булгакова, Н.Ж. Обучение плаванию в школе / Н.Ж. Булгакова. – М. : Просвещение, 1974. – 192 с.
6. Булгакова, Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов / Н.Ж. Булгакова. – М. : Физкультура и спорт, 1986. – 191 с.
7. Булгакова, Н.Ж. Плавание : учеб. для институтов физ. Культуры / Н.Ж. Булгакова. – М. : Физкультура и спорт, 1984. – 288 с.
8. Вайцеховский, С.М. Подготовка сильнейших пловцов мира / С.М. Вайцеховский. – М. : Физкультура и спорт, 1972. – 160 с.
9. Вайцеховский, С.М. Физическая подготовка пловца / С.М. Вайцеховский. - Изд. 2-е, перераб. – М. : Физкультура и спорт, 1976. – 142 с., ил.
10. Вайцеховский, С.М. Силовая подготовка пловца в воде / С.М. Вайцеховский // Плавание. – М. : Физкультура и спорт, 1982. – Вып. 2 – С. 13 – 21.
11. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. – М. : Физкультура и спорт, 1988. – 330 с.
12. Викулов, А.Д. Плавание : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.Д. Викулов. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 368 с.
13. Гилев, Г.А. Методология скоростно-силовой подготовки высококвалифицированных пловцов : автореф. дис. … д-ра пед. наук / Г.А. Гилев. – М. : 1998. – 48 с.
14. Гилев, Г.А.
Но с 10-11 лет у девочек и 12-13 лет у мальчиков постепенно нарастает мощность и емкость гликолиза за счет умеренного увеличения мышечных запасов гликогена и как следствие этого медленное нарастание лактата в тестовых и соревновательных упражнениях.
В начальной фазе полового созревания, когда проявляются его внешние признаки, увеличивается возбудимость нервных центров, повышается реактивность и эмоциональность в ответных реакциях при мышечной работе, особенно соревновательного характера. В 10-11 лет у девочек и до 12 лет у мальчиков скоростные способности совершенствуются за счет улучшения регуляции движений, снижения времени простой двигательной реакции. В последующие 2 года темпы прироста быстроты снижаются. В 10-12 лет у девочек и в 12-14 лет у мальчиков значительно нарастает масса тела и вместе