Сохранение национальных особенностей в якутских сценических танцах
ВВЕДЕНИЕ
Танцевальная культура якутов - является духовным нематериальным, культурным наследием, которое выражает особенность, уникальность этноса, пришедшего из глубокой древности. Танец представляет собой инструмент общественного физического и духовного воспитания, где танец – одно из форм представлений реальности, имеет объективное познавательное и воспитательное значение. Педагог-хореограф, создавая танец, занимаясь творчеством, непременно имеет воздействие хореографическим искусством на эстетическое чувствование общества, а также на эмоциональное духовное состояние исполнителей, так как они пропускают через себя. Такое воздействие и взаимодействие будет лишь на самодостаточные творения, в которых автор сумел сохранить первозданное, осмысленное, соблюдая все правила составления танца. Однако в росте технических возможностей исполнения на внешнюю атрибутику танца ставится на первый план, а не духовное содержание его, что влечет за собой потерю художественного значения произведения, не
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОКИ ЯКУТСКОЙ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ 6
1.1. История возникновения танцевального искусства 6
1.2.Танец как часть культурного наследия якутов 17
ГЛАВА 2. СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ В ЯКУТСКИХ СЦЕНИЧЕСКИХ ТАНЦАХ 26
2.1. Якутские сценические танцы в репертуаре любительских танцевальных коллективов 26
2.2. Сохранение традиционных черт в якутских сценических танцах 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Абдоков Ю. Б. Музыкальная поэтика хореографии (Пластическая интерпретация музыки в хореографическом искусстве). Автореферат диссер. на соиск. уч. степ. канд. искусствоведения. - М., 2009. - 14 с.
Адамович, О. Ю. Народно-сценический танец. Упражнения у станка: учебно-методическое пособие / О. Ю. Адамович, Т. С. Михайлова, Н. Н. Александрова. — 4-е изд., стер. — Санкт Петербург: Планета музыки, 2019. — 136 с.
Алгыс. Якутские танцы. // Лукина А. Г., Сивцева М. З., Макарова Р. П. /Якутск:1992. – 144с., с ил.
Алексеев Н. А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX-начале XX вв. Новосибирск. Наука, 1975. 198 с.
Баглай В. Е. Этническая хореография народов мира. Учебное пособие. Ростов-на-Дону. 2007. – 405с
Бадмаева Т.Б. Междисциплинарные аспекты этнической хореографии // Актуальные проблемы хореографического образования: материалы международной научно-практической конференции. Март 2007 г. / Под ред. Т.Б. Бадмаевой. - С.8
Блок Л.Д. Классический танец: История и современность. М.: Искусство, 1987. – 556 с.
Богданов, Г. Ф. Народно-сценический танец. Теория и история: учебник для среднего профессионального образования / Г. Ф. Богданов. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 167 с.
Бурцева Г. В. О новой модели профессионального хореографического образования. //Культурная традиция и современный танец в образовательном хореографическом пространстве сибирского региона. -Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2006. - 227 с.
Бутенко Э. Сценическое перевоплощение. Теория и практика. - М.: Прикосновение, 2005. - С. 127.
Вайнонен В.И. Заметки о языке хореографии//Театр—1940--№ 9.—С.75-80.
Вашкевич Н.Н. История хореографии всех веков и народов. - СПб.: Изд-во «Лань»; Изд-во «Планета музыки», 2009.- 192с.
Всеволодский-Гернгросс В.Н. Крестьянский танец // Крестьянское искусство СССР: Сб. секции крестьянского искусства комитета социол. Изуч. Искусств: В 2 т. / Гос. Ин-т истории искусств. Т. 2: Искусство Севера. Л.: Academia
Также немаловажную роль играли нравы, религиозные верования и философские мировоззрения, знания, язык, образы и символы народа. Язык танца складывается из общепринятых жестов, положений корпуса и головы, рук и ног, из приветствий и прощаний. Его определяют особенности возрастных и социальных отношений. Воздействие, оказанное языком танца, намного ярче, эмоциональнее, если форма танца соответствует его содержанию и характер народа передан достаточно достоверно [29, с. 7].
Танец возник как форма существования и движения символов, которая соединяет в человеке субъективно-личное начало и одновременно отвечает его стремлению к целостности, объединению и единству. На заре человеческой культуры танец составляет основу, с одной стороны, индивидуального самовыражения, с друг