Образ Кавказа в русской литературе XIX века (на примере творчества А.А. Бестужева-Марлинского)

Скачать дипломную работу на тему: "Образ Кавказа в русской литературе XIX века (на примере творчества А.А. Бестужева-Марлинского)". В которой раскрыта сущность основных и специфических функций образа Кавказа в художественном произведении. Проведен анализ эволюции кавказских мотивов в произведениях русской литературы XIX века при переходе от романтизма к реализму.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
01.08.2024
Объем файла
110 Кб
Количество страниц
49
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
1600 руб.
2000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Русская литература с давних времен и до наших дней находится в постоянном диалоге культур. Во многом этот диалог создается за счёт "кавказского текста". История возникновения кавказской темы в русской литературе XIX века связана с самим пребыванием писателей на Кавказе и обусловлена политическими причинами.
Изучение кавказского текста в русской литературе занимает особое место в филологической науке. Актуальность исследования обусловлена важным значением феномена Кавказа в отечественной литературе. В связи с этим обстоятельством приобретают особую значимость исследования, посвященные вопросам формирования и развития культурного концепта «Кавказ» в русской литературе, прежде всего, в русской литературе XIX века. Между тем, несмотря на интерес филологов к данной теме, она остается недостаточно изученной.
Объектом данного исследования является образ Кавказа в художественном тексте.
Предметом исследования являются особенности формирования и развития художественного образа

Оглавление

Введение 2

Глава I. Теоретические аспекты исследования образа Кавказа в русской литературе 5

1.1. Специфика художественного образа Кавказа в системе образов природы в литературных произведениях 5

1.2. Функции пейзажа Кавказа в художественном произведении 11

1.3. Текстообразующая роль образа Кавказа в произведениях русских поэтов и писателей XIX века 15

1.3.1. Изображение мира природы Кавказа и национальных кавказских характеров в отечественных литературных произведениях эпохи романтизма 15

1.3.2. Эволюция кавказских мотивов в произведениях русской литературы XIX века при переходе от романтизма к реализму 22

Выводы по I главе 27

Глава II. Образ Кавказа в творчестве А.А. Бестужева-Марлинского 29

2.1. Кавказ в творческой биографии писателя-декабриста 29

2.2. Национально-исторический колорит повести «Аммалат-бек» 32

2.2.1. Образ главного героя как яркое воплощение национально-самобытного характера горца 32

2.2.2. Сюжетообразующая роль кавказского фольклора в повести 35

2.2.3. Функции пейзажа в произведении писателя-романтика 39

2.3. Жанровые особенности этнографических очерков А. Бестужева-Марлинского о Кавказе 42

Выводы по II главе 46

Список использованной литературы и источников 48

Список использованной литературы и источников

1. Бестужев-Марлинский А.А. Письмо к доктору Эрману // Соч. в 2-х т. Т. 1. – М.: Художественная литература, 1981. – С. 291-310

2. Бестужев-Марлинский А.А. Собр. соч.: В 2-х тт. Т.2.  – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1958. – 728 с. 

3. Грибоедов А.С. Полное собрание сочинений в 3-х томах. Т.2. – СПб: Институт русской литературы: Нотабене, 1995. – 278 с.

4. Лермонтов М.Ю Собрание сочинений в 4-х томах. – М.: Наука, 1981. – 592 с.

5. Одоевский А.И. Полное собрание стихотворений и писем. 1802-1839. – М.; Л.: Academia, 1934. – 310 с. 

6. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10-ти томах.  Том 1 / А.С. Пушкин. – М.: Издательство «Правда», 1981. – 426 с.

7. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений в 90 томах.  Том 7. – М.: Художественная литература, 1983. – 539 с.

8. Багратион-Мухранели И.Л. Кавказ как утопия русской классической литературы // Вестник Томского государственного педагогического университета – 2014. – № 9 (150). – С. 83-89.

9. Боева Н.Б. Особенности синтаксической организации пейзажных контекстов в современных английских и американских рассказах // Научная мысль Кавказа. – 2004. – № 12. – С. 190-194.

10. Воронова О.Е.  Образы «многоплеменного востока» в кавказском цикле Я.П. Полонского «Сазандар» (1846–1851) // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. – 2017. – №2. – С.28-34.

11. Галиева М.А. Лики Кавказа в русской литературе XIX- начала ХХ века: топос и топика: к постановке вопроса // Научный диалог. – 2015. – № 9 (45). – С. 113-124. 

12. Гегель Г.В.Ф. Эстетика Г.В. Гегель. – М.: Искусство, 1968, Т. 1. – 412 с. 

13. Гостева Т.Ф. Лингвостилистические особенности и текстообразующий потенциал пейзажных описаний в американской прозе XIX–XXI вв.: дис. на соискан. учен. степ. канд. филол. наук – Барнаул, 2007. – 237 с.

14. Гусейнов М. Тропой Бестужева и Аммалата // Исслед., статьи. - Махачкала, 1997. - 92 с.

15. Джаубаева Ф.И. Кавказский текст: язык и культура горцев в произведениях Л.Н. Толстого// Культурная жизнь Юга России : Региональн. науч. ж-л с осн. науч. результ. диссерт. на соиск. учен. степ. докт. наук / гл. ред. Н. Р. Туравец, 2009.– N3(32).– С. 98-101.

16. Захаров, В. А. Российск

Во время южной ссылки поэта покорили величественность Эльбруса, богатство растительности, нравы и традиции горских народов. Впечатления поэта нашли отражение во многих его произведениях: поэме «Кавказский пленник», стихотворениях «Узник», «Обвал», «На холмах Грузии», «Делибаш» и др.
В основу произведения А.С. Пушкина «Кавказский пленник» положен реальный эпизод Кавказской войны. В одном из боев «сынами Кавказа» был захвачен в плен «младой русский». Действие поэмы разворачивается на фоне пейзажа Кавказа, созданного поэтом в соответствии с традициями романтизма. Картины природы показаны через восприятие кавказского пленника. Потеряв свободу, вынужденный влачить унылое существование, находясь в упадочном настроении, он все же не может не восхищаться яркой красотой дикого края:
«В час ранней, утренней прохлады,
Вперял он любопытный взорНа отдаленные громадыСедых, румяных, синих гор.Великолепные картины!
Престолы вечные снегов,
Очам казались их вершиныНедвижной цепью облаков,