Популяризация традиций золотошвейного искусства в современном культурном пространстве
Введение
Искусство золотого шитья считается одним из самых сложных и ценных ремесел. Возникает оно практически в одно время с обработкой металла и с быстротой распространяется по европейским и азиатским странам. Каждая страна имеет свои традиции изготовления золотых ниток и золотошвейного искусства, использует определенные элементы и техники.
Золотошвейное искусство адыгов – это традиционное ремесло, которое уже несколько веков процветает на территории Кавказа. Это искусство заключается в создании украшений из золота и серебра, украшенных драгоценными камнями, жемчугом и другими материалами.
История золотошвейного искусства у адыгов начинается с древних времен. В течение многих веков адыги использовали золото и серебро для создания украшений, которые были не только символом богатства и статуса, но и имели религиозное значение.
Содержание
Введение
Глава 1. История и становление золотошвейного искусства адыгов
1.1. Истоки золотого шитья и его значение в аспекте этнокультурных связей
1.2. Сохранение и популяризация традиционных основ и приемов золотого шитья
Глава 2. Деятельность творческой мастерской «Нити прошлого». Популяризация золотошвейного искусства
2.1. Деятельность и результаты
2.2. Значение
Заключение
Библиографический список
Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XII–XX вв. / Составление, редакция переводов, введение и вступительные статьи к текстам В. К. Гарданов. – Нальчик: Издательство «Эльбрус», 1974. – 632 с.
Алексеев В. П. Происхождение народов Кавказа / В.П. Алексеев. М., 1974. – 260 с.
Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства / Анри де Моран. – М.: Искусство, 1982. –578 с.
Арутюнов С. А. Новое и традиционное в культуре и быте кабардинцев и балкарцев / С. А. Арутюнов, В. К. Гарданов, Х. И. Хутуев. – Нальчик: Эльбрус, 1986. – 198 с.
Байрамукова А. Х. Золотошвейное искусство народов Северного Кавказа: вопросы стилистики и семантики / А. Х. Байрамукова // Молодой ученый. – 2016. – № 7 (111). – С. 1069– 1071.
Барнаш А. В., Лазарян С.С. Очерк культурного развития Северо-Кавказского края: начало XIX– начало XX вв./ А.В. Барнаш. – Пятигорск, 2006. – 210 с.
Вакуленко Е. Г. Народное декоративно-прикладное творчество: теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 380 с.
Воронов Н. В. Дизайн: сб. науч. тр. / Н. В. Воронов. – М.: НИИ Рос. акад. художеств, 1996. – Вып. VI. – 145 с.
Воронов Н. В. О дифференциации искусства предметного мира / Н.В. Воронов // Человек, предмет, среда. – М., 1980. – С. 55– 74.
Гангур Н. А. Народное декоративно-прикладное искусство восточнославянского населения Кубани: На примере текстиля: дис. канд. истор. наук: 24.00.01 / Гангур Наталья Александровна. – Краснодар, 2002. – 211 с.
Доде З. В. Средневековый костюм народов Северного Кавказа: очерки истории / З.В. Доде. – М.: Восточная литература , 2001. – 124 с.
История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. – М.: Наука, 1988. – 54 с.
Канокова Ф. Ю. Золотошвейное искусство у адыгов / Ф.Ю. Канокова, Е.Н. Умарова // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания: сборник материалов XXXII Молодежной международной научно-практической конференции /
При ближайшем рассмотрении образцов золотого шитья выясняется, что основой всех декоративных мотивов являются кресты, атласная вышивка и круги.
Особое значение имеют треугольные и цветочные мотивы, вышитые на женских рубахах. Треугольный узор символизирует число делений в вертикальной структуре пространства, мировой треугольник и т.д.
Следует помнить, что многие народы разделяли общую концепцию времени и пространства. Ювелиры использовали золото только в церемониальных целях, а не для повседневного использования, поэтому специальные композиции с изящными и красивыми линиями должны были быть тщательно подобраны, и мастера очень тщательно подходили к выбору украшений. Необыкновенная цветовая палитра женских нарядов была результатом умелого сочетания различных техник и аспектов золотого шитья. Крупные золотые и серебряные узоры, созданные бахромой (вышивкой), создавали богатую фактурную поверхность и впечатление трехмерности.