Социо-психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с делинквентным поведением
Введение
Подростковый возраст – период кризисов. В этом возрасте решается глобальное количество вопросов: кризис идентичности (склонность к депрессиям и суицидальному поведению), кризис авторитетов (следствие Эдипова комплекса – протест против отца), сексуальный кризис (смена эрогенных зон с оральной на генитальную), страх ролей, гормональный диссонанс, – таким образом, получается растянутый во времени эмоционально-социально-психологический стресс.
В последние годы в психологии и педагогике накоплен большой теоретический и экспериментальный материал, который раскрывает особую роль акцентуированных черт характера в личностном и профессиональном развитии человека. Проблему акцентуаций характера также традиционно связывали с проблемой отклоняющегося поведения детей, которая имеет глубокие исторические корни.
Актуальность данной темы состоит в том, что работа по социально-психологическому сопровождению подростков с делинквентным поведением требует специальной подготовки социальных п
Содержание
Введение4
1. Теоретические основы изучения делинквентного поведения обучающихся7
1.1 Сущность и содержание понятия «обучающиеся с делинквентным поведением»7
1.2 Причины и факторы делинквентного поведения обучающихся10
2. Деятельность специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждения образования по сопровождению обучающихся с делинквентным поведением19
2.1 Направления деятельности специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждения образования по сопровождению обучающихся с делинквентным поведением19
2.2 Опыт ГУО «Средняя школа № 46 г. Витебска имени И.Х. Баграмяна» по социо-психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с делинквентным поведением26
3. Практические аспекты социо-психолого-педагогического сопровождения обучающихся с делинквентным поведением в условиях ГУО «Средняя школа № 46 г. Витебска имени И.Х. Баграмяна»31
3.1 Исследование психологических особенностей и социальных характеристик обучающихся с делинквентным поведением31
3.2 Программа социо-психолого-педагогического сопровождения обучающихся с делинквентным поведением40
Заключение50
Список использованных источников53
Список использованных источников
Алмазов, Б. Н. Психологические основы педагогической реабилитации : учебник для вузов / Б. Н. Алмазов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 223 с.
Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – Москва: Аспект Пресс, 2012. – 384 с.
Антонян, Ю.М. Криминальная патопсихология / Ю.М. Антонян, В.В. Гульдан. – М., 2011. – 243 с.
Азарова, Л. А. Психология девиантного поведения: учеб. -метод. комплекс / Л. А. Азарова, В. А. Сятковский. — Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. — 164 с.
Басалаева, Н.В. Психолого-педагогическое сопровождение подростков, находящихся в социально-опасном положении / Н.В. Басалаева, Т.В Казакова, Т.В. Захарова, З.У. Колокольникова, О.Б. Лобанова, В.В. Коршунова / Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. – с. 444-444
Беличева, С.А. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением / С.А.Беличева. - М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 2013. - 181 с.
Беличева, С. А. Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних: учебное пособие / С. А. Беличева, А. Б. Белинская. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 380 с.
Беляева С. И. Психологическая поддержка матери подростка с делинквентным поведением / С. И. Беляева / Ананьевские чтения – 2010. Современные прикладные направления и проблемы психологии: Материалы научной конференции, 19-21 октября 2010г. Часть 2 / Отв. ред. Л.А. Цветкова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. – с. 441-443.
Божович, Л.И. Психологические особенности развития личности подростка / Л.И.Божович. – М.: Просвещение, 1979. - 39 с.
Васягина, Н.Н. Предикторы делинквентности подростков / Проблемы девиантного поведения подростков в современном обществе: сб. мат-лов Всерос. науч.-практ. конф., 29-30 окт. 2015 г. Южно-Сахалинск: ИРОСО, 2015. с. 25-29.
Васягина, Н.Н. Специфика и условия эффективности воспитательной деятельности родителей // Педагогическое образо
Причины девиантного поведения подростка следует искать в нарушениях процесса его социализации. Как отечественные, так и зарубежные исследователи считают подростковый возраст периодом противоречий, притязаний на взрослость, развития самосознания, становления своего «Я», стремления к социальному и личностному самоопределению Подростковый протест, негативизм, искаженные формы самоутверждения могут возникнуть, если взрослые при этом продолжают относиться к подростку как к ребенку.
К факторам делинквентного поведения обучающихся относятся: биологические факторы, психологические факторы, социально-педагогические факторы, социально-экономические факторы, школьная дезадаптация. Причинами являются: индивидуально-психологические особенности подростков, акцентуации характера подростка, подростковый кризис, негативное влияние стихийного группового общения в формировании личности.
2. Деятельность специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждения образ