Образы Фауста и Мефистофеля в творчестве Ф. Листа.
Введение
На протяжении тысячелетий развития культуры и искусства возникло огромное число различных историй и образов. Некоторым из них суждено было уйти в небытие, другие стали основополагающими в истории нашей цивилизации. К таковым можно отнести античные мифы, библейское писание, ряд образов народной и авторской литературы. Именно к таким и принадлежит история о мятежном Фаусте, оказавшая громадное воздействие на всемирную культуру и искусство.
Еще с ХVI столетия общество беспокоила проблема «сделки Человека и Дьявола». Масштабное распространение рыцарская сказка о Фаусте приобрела в эпоху Романтизма: время, когда от фантастики, чувственно-образного воображения, поэтических мечтаний был один шаг до мистицизма. Известность образ Фауста приобрел благодаря творчеству Иоганна Вольфганга фон Гете, который написал одноименную поэму. Большой интерес к произведению германского мыслителя обусловливается не исключительно захватывающей интригой, присутствующей в оригинальном средневеков
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Фаустианство в культуре и искусстве……….…………………………5
1.1. Образ доктора Фауста в литературе, музыке и кинематографе ……………..5
1.2. Образ Мефистофеля в литературе, музыке, кинематографе………..16
Глава 2. Образы Фауста и Мефистофеля в творчестве Ференца Листа ………30
Жанрово-стилистический анализ «Ночного шествия» Ф. Листа………30
Стилистические особенности «Мефисто-вальса» №1 Ф. Листа………44
Заключение……………………………………………………………………….....54
Список литератеры……………………………………………………………….56
Список литературы.
Алексеева Л.Н., Григорьев В.Ю. Страницы зарубежной музыки ХIХ века – М.: 1983. – 321 с.
Берченко Р.Э. В поисках утраченного смысла. Яворский Б. о «Хорошо темперированном клавире» - М.: Издательский дом «Классика – ХХI», 2005. – 372с.
Вартанов С.Я. Концепция в фортепианной интерпретации: под знаком Франца Листа и Сергея Рахманинова - М.: Издательство «Композитор», 2013.
Вашкевич Н. Л. Семантика музыкальной речи/ Уч. пособие. -Тверской областной учебно-методический центр учебных заведений культуры и искусства, 2011.
Гете И. В. Фауст. – СПб.: Лениздат, 2014.
Гуренко Е. Г. По прочтению Гете. Фауст-тема в музыкальном искусстве и литературе: сб. науч. ст.- НГК им. М.И. Глинки, 1997. –с.20-21.
Гуревич Е.Л. Творчество Ф. Листа и музыкальная культура Венгрии: учеб. пособие для студ. муз. фак. пед. вузов – М.: ТОО «Пассим», 1994.
Друскин Я.С. О риторических приемах в музыке И.С. Баха. - СПб.: Издательство «Северный олень» - 1995.
Егорова С.В. Музыкальное исполнительство: Феномен цветозвуковых ассоциаций и эмоциональное содержание музыкального произведения./ В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: Сборник статей по материалам LV международной научно-практической конф. – 2015, № 12 (55).
Кенинсберг А. Ф. Лист – М.: Знание, 1961.
Левашева О.Е. Ф. Лист: молодые годы – М.: Музыка, 1998.
Лист Ф. Избранные статьи – М.: Музгиз, 1959.
Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. - М.: Советский композитор, 1978.
Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений. - М.: Музыка, 1979.
Маркус С.А. Лист как музыкальный эстетик и критик. История музыкальной эстетики. Романтизм и борьба эстетических направлений: в 2 т. – М.: Музыка, 1968. – Т. 2
Мильштейн Я.И. Ф. Лист. В 2 томах./ Ред. Т.Соколова. М.: Гос.муз.издат, 1956.
Носина В. О символике «французских сюит» И.С.Баха. - М.: Классика-ХХI, 2002. -156 с.
Соллертинский И. «Фауст-симфония» Листа. - Изд. Лен.филармонии, 1941.
Таирова Ф. Ф
«Я часть этой силы,
что всегда хочет зла
и вечно совершает благо».
Поэму Гете можно сравнить с гигантской симфонией, единой темой которой являются Человек, Общество, Природа. «Фауст» Гете — одно из самых глубоких произведений мировой литературы, вдохновившее многих композиторов. Эту тему подхватил великий немецкий композитор - классик Л. ван Бетховен. «Единственный, кто этого заслуживает жизнь и свободу, тот, кто каждый день пойдет сражаться за них». Эти слова Фауста были близки творческому образу Бетховена. До последних дней своей жизни он надеялся написать музыку к шедевру В. Гете. Единственным произведением этого плана стала знаменитая «Песнь о блохе», в которой Мефистофель разыгрывает гостей в таверне Ауэрбаха. Бетховену удалось ярко изобразить сатирического персонажа. В конце фортепианный аккомпанемент отличается резкими, диссонирующими звуками, которые описывают сцену казни блохи.
В раннем романтизме Франц Шуберт выразил свое отношение к творчеству