Особенности образа «я» и самоотношения подростков из полных и неполных семей
Актуальность исследования. Вопрос о самоотношении и его роли в структуре личности сейчас очень актуален для психологии. И психологи, и педагоги правильно связывают развитие личности и саморазвитие с развитием самосознания. В то же время утверждается, что одним из условий саморазвития является стимуляция различных видов рефлексов, содействие в формировании самооценки, самоуважения, самопринятия, уверенности в себе как субъекте собственной деятельности.
В первую очередь, позитивное самоотношение индивида отражается на высоком уровне самосознания. Важную роль в установлении межличностных отношений играет позитивное отношение к себе, которое влияет практически на все аспекты жизни человека, не только по отношению к обществу, но и в достижении целей, формировании и разрешении кризисных ситуаций, давая основание рассматривать в качестве основного фактора саморазвития у школьников.
В психологии самоотношение лучше всего рассматривать как эмоциональный компонент самосознания, который, с одной стороны, зависит от самопознания, а с другой – создает основные предпосылки для саморегуляции, самореализации и саморазвития.
Содержание не найдено
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Абдуллин А.Г. «Образ я» как предмет исследования в зарубежной и отечественной психологии [Текст] / А.Г. Абдуллин, Е.Р. Тумбасова // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2018. №6. С. 265-267
Авдулова Т.П. Возрастные кризисные явления в формировании идентичности подростков: моногр. [Текст] / Т.П. Авдулова. – М.: Академия, 2018. – 132 c.
Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста [Текст] / Т.П. Авдулова. – М.: Академия, 2018. – 336 c.
Агапов В.С. Становление Я-концепции в системе духовных потребностей подростков: дис. ... канд. псих. наук [Текст] / В.С. Агапов. – М., 2017. – 225 с.
Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины [Текст] / Ю.Е. Алешина // Вопросы психологии. 1991. №4. С. 74-8
Арендачук И.В. Самооценка и Я-концепция как факторы межличностных отношений подростков [Текст] / И.В. Арендачук // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2017. №4. С. 41-43
Баксанский О.Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания. Книга 3: Аффективная сфера личности и психология общения [Текст] / О.Е. Баксанский, В.М. Самойлова. – М.: КД Либроком, 2018. – 368 c.
Барсукова О.В. Психология личности: определения, схемы, таблицы [Текст] / О.В. Барсукова, Т.В. Павлова, Ю.А. Тушнова. – Рн/Д: Феникс, 2019. – 240 c.
Белинская, Е.П. Социальная психология личности [Текст] / Е.П. Белинская. – М.: Академия, 2020. – 304 c.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс. – М.: Прогресс, 2016. – 422 с.
Блинкова Х.А Особенности Я-концепции подростков [Текст] / Х.А. Блинкова, Е.В. Куприянчук. – М.: Издательство «Пьеро», 2016. – С. 40-47.
Блос П. Психоанализ подросткового возраста [Текст] / П. Блос. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2019. – 272 c.
Бондаренко Н.А. Влияние полоролевых стереотипов на мотивацию и самоотношение подростков [Текст] / Н.А. Бондаренко. – Краснодар, 2016. – 24 с.
Волков Б.С. Возрас
В дополнение, у детей из полных семей также встречаются симптомы, которые принято относить к детям из неполных семей: высокий уровень тревожности, социальная некомпетентность, спутанная идентичность и другие проблемы, которые по мнению И.С. Кона [33] являются малоизученными и компенсаторными механизмами социализации, отражающими характер воспитательных усилий.
Таким образом, для ребенка, воспитывающегося матерью, важны знание об отце, проработка травматического опыта, а также замещающие фигуры в окружении.
Выводы по главе 1
На сегодняшний день большинство исследователей сходятся во мнении, что индивидуальные особенности развития личности являются главным индикатором ее успешности во всех сферах жизнедеятельности, в связи с чем, повышается интерес к изучению таких феноменов, как образ «Я» и самоотношение. «Я-концепция» по своей сути является целостным представлением человека о самом себе в качестве личности, биологического организма, члена общества и т.д. Следовательно, данна