Художественный образ в хореографических произведениях народа Саха
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы: В традиционных обрядах народа саха значительную роль играли танцы. Они отражали пластически образное видение народа, основанное на его архаичном мировосприятии. Как неотъемлемая часть обрядов, танцы древних саха имели ритуально-магическое значение.
Композиция танца, или танцевальный "текст", составляет основу образа. Однако свое "живое звучание" образ обретает при воспроизведении "текста" исполнителем, который интерпретирует образ, преломляя его через свою индивидуальность, свой пластический и эмоциональный опыт. Иными словами, создание танцевального образа носит двоякий характер: сочинение композиции движений (танца) и ее исполнение в индивидуальной манере. В связи с этим различают два вида танцевального творчества: композиционное и исполнительское. Осуществление каждого из них невозможно без знания языка танцевальных и пантомимических движений, без владения средствами воплощения танцевального образа.
Танцевальная культура - неотъемлемая часть культур
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ В ХОРЕОГРАФИИ 6
1.1 Понятие художественный образ 6
1.2 Образный рисунок и лексика танца 20
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В ЯКУТСКИХ ТРАДИЦИОННЫХ ТАНЦАХ 28
2.1. Сущность и специфика якутских традиционных танцев 28
2.2. Взаимовлияние драматургии и хореографического образа в якутских традиционных танцах. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белолюбская М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания. Учебно-методическое пособие для клубных работников. – М.: ВНМЦ НТ и КПР, 2016. - 316 с.
2. Богданов А. Г. Самобытность русского народного танца: учеб. Пособие // Москва: Изд. Московского государственного университета культуры. 2018. -224 с.
3. Боярышева, Л.Н. Учебно-воспитательная и творческая работа в самодеятельном хореографическом коллективе. Методические указания [Текст]. – М. : Мин-во культуры СССР, 1983. – 3-8; 17; 23 с.
4. Буксикова О.Б. Традиционные и инновационные подходы к обучению специалистов в области хореографического искусства в ВУЗЕ культуры и искусств / О. Б. Буксикова // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств. — Улан-Удэ: Восточно-Сибирский государственный институт культуры, 2018. — № 1. — С. 70–73.
5. Буксикова О.Б. Трансформация в хореографии традиционных игр народов Сибири. Учебное пособие. - Улан-Удэ, 2016. - 35с.
6. Бурдыкина, Н.М. Примерная программа по учебному предмету «Ансамбль» / Н.М. Бурдыкина. – Москва: Аллегро, 2005 – 42 с.
7. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала // Москва.Владос. 2019.- 87 с.
8. Зайфферт Д. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа: Учебное пособие. – Планета музыки, 2017.- 261 с.
9. Кириллова А.П. Мастерство хореографа. Учеб.пособие // МГУКИ, 2019. -154 с.
10. Давыдова И.С. Театральность в фольклоре коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока /Диссертация на соискание уч. степ. к. культурологии. - СПб., 2008
11. Жорницкая М.Я. Народное хореографическое искусство коренных народов Северо – Востока Сибири. – М.: Наука, 1983. -75с.
12. Жорницкая М.Я. Народные танцы Якутии – М.: Наука, 1966. – 170 с.
13. Иванова-Унарова З.И. Традиционное искусство народов Северо-Востока Сибири (эвенки, эвены, юкагиры, долганы, чукчи, коряки). Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2005 – 192с.
14. Мелехов А.В. Искусство балетмейстера. Композиция и постановка танца : учеб.пособие // Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург. 2018. -128 с.
15. Народы крайнего Севера и Дальнего Востока России Н30 в трудах исследователей XX в. / Сост. Т.Н. Емельянова, М.В. Южанинова. – М.: Северные просторы, 2002. – 528с
16. Нилов, В. Н. Хореография коренных народов Севера России: теоретико-методологический
В искусстве танца подлинно живое воображение и эмоции могут возникать и проявляться только в том случае, если исполнитель увлечен музыкальной темой, которая всегда оказывает огромное влияние на творческое состояние артиста. Вдохновенно и виртуозно «танцевать» содержание музыки — значит обладать одним из главных элементов актерского мастерства. О музыкальности, энергетике, яркой индивидуальности, харизме великого танцовщика Рудольфа Нуреева и сегодня ходят легенды.
Сценические образы сочиненные и станцованные великими мастерами поражают своей художественной точностью и психологической обоснованностью сценического поведения, но где формируются навыки эмоционально — образного исполнительского стиля? Когда и как будущий артист балета должен овладеть умением создавать психологический образ, научиться, актерски работать над ролью.
Ответ один — художественный образ начинает зарождаться в танцевальном зале на занятия