Теоретический анализ проблемы влияния семейного воспитания на самооценку ребенка
Введение
Актуальность исследования. Традиционно в отечественной психологии проблема самоoценки рассматривается кaк одна из значимых и достаточно изученных: в исследованиях изучаются структура самооценки, этапы и механизмы развития, обсуждаются связи самооценки с различными характеристиками личности. Так, по данным Л. И. Бoжoвич, правильное формирование самооценки - один из важнейших факторов развития личности ребенка. Отсюда понятно, что специалисты работающие с детьми должны овладеть необходимыми сведениями, относящимися к психологии самооценки.
Формирование самооценки зависит от многих факторов, особенно большое значение приобретает социальная среда. Устойчивая самооценка формируется под влиянием оценки окружающих (взрослых и детей ), а также деятельности самого ребенка и собственной оценки ее результатов.
Самооценка человека - это его самоощущение, отношение к себе и представление о себе .
Оглавление
Введение2
Глава I. Теоретический анализ проблемы влияния семейного воспитания на самооценку ребенка 5
1.1. Понятие самооценки5
1.2. Особенности самооценки у младших школьников12
1.3. Семья как фактор формирования адекватной самооценки у детей17
1.4. Основные психологические модели детско-родительских отношений20
1.4.1. Психоаналитическая модель детско-родительских отношений22
1.4.2. Бихевиористская модель детско-родительских отношений24
1.4.3. Гуманистическая модель детско-родительских отношений26
1.5. Стили и типы семейного воспитания30
Глава II. Эмпирическое исследование проблемы влияния стилей семейного воспитания на устойчивость самооценки 37
2.1. Организация и методы исследования37
2.2. Описание и анализ результатов исследования42
Заключение52
Выводы 54
Список используемой литературы55
Приложение58
Список литературы
Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. – 422с.
Блонский, П.П. Психология младшего школьника. М.: МОДЭК, 1997. – 547с.
Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование ) М., Просвещение, 1968. – 412с.
Боцманова, М.Э., Захарова, А. В. Самооценка как фактор нравственной саморегуляции в младшем школьном возрасте // Новые исследования в психологии. - 1986. - № 2. - С. 41.
Варга, А.Я. Структура и типы родительского отношения: Автореф. канд. дис. М.: Изд-во МГУ, 1986.-32с.
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение 1973. - 288с.
Возрастная и педагогическая психология. /Под ред. М.В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1984. – 256с.
Волкова, Е.М. Трудные дети или трудные родители. - М.: Профиздат, 1992.- 96с.
Григорян, Л.Т. Глаза детской любви. М.: Политиздат, 1969. – 144с.
Джемс, У. Психология / Под ред. Л. А. Петровской. - М.: Педагогика, 1991. -368с
Захаров, А.И. Влияние семейных факторов на снижение темпа психического развития детей. – Л.: Изд-во ЛПМИ, 1976. – 154с.
Захаров, А.И. Неврозы у детей психотерапия. СПб.: СОЮЗ, 1998. – 336с.
Захаров, А.И. Принятие детьми роли родителей в зависимости от характера семейных отношений. – Краснодар, 1978. – 133с.
Ильин, В.С. Формирование личности школьника М.: Педагогика, 1984. – 144с.
Ковалев, Г. А. Психологическое развитие ребенка и жизненная среда //Вопросы психологии. – 1993. - № 3. - С. 13
Ковалев, С.В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 1988. – 207с.
Крайг, Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. – 742с.
Кудинов, С.И. Психология младшего школьника. Бийск: НИЦ БПГУ., 2001. – 303с.
Кулагина, И.Ю. Личность школьника: от задержки психического развития до одаренности. М.: ТЦ ?Сфера?, 1999. – 192с.
Лисина, M. И. Проблемы онтогенеза общения. - M.: Педагогика, 1986. - 144 с.
Родительская любовь имеет врожденные биологические компоненты, но в целом родительское отношение к ребенку представляет собой культурно-исторический феномен, исторически изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ценностей.
Рассмотрим несколько теоретических подходов к пониманию роли и содержания детско-родительских отношений, сформулированных разными психологическими школами. Представим их в виде ?идеальных? моделей правильных, успешных взаимоотношений родителей и детей. Под моделью понимается более или менее целостное представление о том, как должны строиться эти отношения; своего рода свод принципов, которых следует придерживаться родителям, чтобы воспитать ребенка ?хорошо?.
Выделено по крайней мере три группы подходов к семейному воспитанию, которые условно назвали: психоаналитическая, бихевиористская, гуманистическая модели.