Кукольный театр как средство социализации у детей старшего дошкольного возраста (на примере МБДОУ «Детский сад №39 г. Ельца»)
Введение
Актуальность исследования. В настoящие время в Рoссии в дошкoльном образовании произошли серьезные перемены. Оно является первым уровнем системы образования на ряду с начальным и средним. Причиной преемственности дошкольного и начального общего образования по праву считаются целевые ориентиры, представляющие собой возрастные характеристики предполагаемых достижений ребёнка к концу дошкольного образования. На момент окончания детского сада, согласно целевым показателям, представленными в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, можно сказать, что огромное внимание уделяется социальному развитию ребенка. Связано это, прежде всего, с тем, что дошкольное детство - это особое время, когда происходит становление личности, запоминаются нормы социального поведения, способствующие успешной реализации личности в обществе.
Содержание
Введение………………………………………………………………….......…3
Глава 1. Теоретические основы социализации детей старшего дошкольного возраста……………..………………………...................................................................6
1.1. Сущность понятия социализации детей дошкольного возраста…….....6
1.2. Социальное развитие детей в условиях дошкольного образовательного учреждения………………………………………………………..……………….…..13
1.3. Кукольный театр и его роль в социальном развитии детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………...…20
Глава 2. Организация опытно-исследовой работы с детьми старшего дошкольного возраста про использования кукольного театра как средства социализации детей старшего дошкольного возраста…………………………………….…29
2.1 Исследование уровня сформированности социально-значимых качеств детей старшего дошкольного возраста………………………………………………29
2.2. Содержание работы по повышению уровня социализации у старших дошкольников …………………………………………………………………….…..38
2.3. Сравнительный анализ результатов…..………..……….…………….….44
Заключение………………………………………………………………...…....50
Список использованных источников..……………………….….………….…53
Приложение
Список использованных источников
Акопов, Г.В. Проблема сознания в психологии. Отечественная платформа. Самара, 2002. 206 с.
Арушанова А.Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками / Дошкольное воспитание. 2001. №5. С. 10-14.
Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре. М., Просвещение, 2009. – 112 с.
Бондаревская Е.В. Методологическая сфера образования: Монография. Ростов н/Д, 2007. 121 с.
Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников: учеб. пособие. М., 2004. 215 с.
Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: книга для логопедов. СПб., 2003. 264 с.
Волков Б.С. Психология общения в детском возрасте. СПб., 2008. 187 с.
Волосовец Т.В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении. М., 2004. 164 с.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 2011. 536 с.
Галагузова М.А. Социальная педагогика: Курс лекций: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 416 с.
Галигузова Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет. М., 1992. – 155 с.
Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. СПб. 2004. 308 с.
Дудченко В.О природе консультационной коммуникации: Международный форум НГПК. Методологические проблемы в консалтинге / Г.Сартан. М., 2006. 143 с.
Захаров А.И. Игра как способ преодоления неврозов у детей. М., 2006. 84 с.
Занько С.Ф. Игра и учение. М., 2011. 87 с.
Зацепина М.Б. Интегрированные развлечения в детском саду. М., 2011. 110с.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Игры в сказкотерапии. СПб., 2008. 118 с.
Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб., 2009. 148 с.
Карпова Ю.В. Педагогическая диагностика индивидуального развития детей 3-7 лет. М.: Вентана-Граф, 2015. 386 с.
Караманенко Т. Н. Кукольный театр – дошкольникам. – М: Просвещение, 1982. – 191 с.
Самое ценное в играх с элементом перевоплощения, то что все дети любят «примерять» на себя роли разных персонажей, это дает возможность взаимодействовать с другими участниками. Ребенок получает ценный опыт, когда ставит себя на место другого человека, животного или игрушки. Ребенку надо решать необычные для себя задачи, например, передавать их характер, повадки и т.д. Изменение интонации, тембра и силы голоса, знаковые жесты и движения, все эти новые выразительные средства ребенок приобретает в театрализованной игре.
Кукольный театр развивает:
1. Крупную и мелкую моторику.
Крупная моторика развивается при полном включении ребенка в постановку, и его задача не просто перемещать и двигать куклой, а стать участником полноценного представления. (перемещаться «на сцене», управлять куклой, выполнять определённые действия под музыкальное сопровождение, двигаться вместе с другими участниками спектакля ).