Взаимосвязь эмоционального интеллекта c удовлетворенностью браком
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Современное общество под влиянием глобализации переживает период стремительных социальных изменений, вместе с которыми меняется семья, и отношение к ней у молодежи.
Учитывая, что семья важнейший социальный институт, в котором осуществляется становление личности. Укрепление института семьи и подготовка молодежи к семейной жизни является одним из приоритетов государственной социальной политики «особое внимание уделяет вопросам укрепления семьи, пропаганде семейных ценностей, а также оказанию жилищной, материальной помощи молодым, многодетным и семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию».
Как никогда актуально звучит утверждение В.Сатира о том, что «Если мы хотим изменить мир, нужно изменить семью».
В связи с этим, исследователями различных областей науки, в последнее время стала активно исследоваться проблема семьи и подготовки молодежи к семейно-брачным отношениям. В научных психологических исследованиях последних двух десятилетий (О.А. Карабанова, Б.А.Жетписбаева, В.М. Целуйко, Т.В. Адреева, Л.Н. Коган, С.П. Гавров, В.Н. Дружинин, В.А.Сысенко и многие другие) отмечается, что институт семьи во всем мире, переживает кризис.
Показателями которого являются откладывание на более поздний срок создание семьи, снижение ценностей брака, несформированность объективных представлений о браке и семье.
Следствием этого является увеличение возраста вступления в брак, увеличение числа разводов и гражданских браков, наблюдается рост числа неполных семей и детей, воспитывающ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИ 6
1.1 Понятие и структура эмоционального интеллекта 6
1.2 Модели эмоционального интеллекта 13
1.3 Феномен удовлетворенности браком 17
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА C УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬЮ БРАКОМ 30
2.1. Программа и методы исследования 30
2.2 Результаты эмпирического исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта с удовлетворенностью браком 35
2.3 Рекомендации по формированию готовности к семейно-брачным отношениям 50
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Garbat M. Vocational activation barriers of people with disabilities in employers' view from the Lubuskie Voivodeship // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2018. №33. - Р. 97 - 110
2. Livneh, H., Lott, S. M., & Antonak, R. F. (2018). Patterns of psychosocial adaptation to chronic illness and disability: A cluster analytic approach. Psychology Health and Medicine, 9. – Р. 411-430.
3. Айгумова, З. И. Психология биэтнических семейных отношений / З.И. Айгумова. - М.: Прометей, 2016. - 634 c.
4. Аксеновская Л. Н. Психология и педагогика семьи: Материалы II Международной научно-практической конференции (19-20 мая 2017 г., г. Саратов). – Саратов: ИЦ «Наука», 2017. - 108 с.
5. Артамонова Е.И., Екжанова Е.В., Зырянова Е.В. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования, Академия, 2016. - 60 c.
6. Бауманн У., Пере М. Клиническая психология. М., 2016. - 1312 с.
7. Бобченко Т. Г. Психологические тренинги. Основы тренинговой работы. Учебное пособие. - М.: Юрайт. 2020. - 132 с.
8. Болотова А. К. Прикладная психология. Основы консультативной психологии. Учебник и практикум. - М.: Юрайт. 2019. - 340 с.
9. Борисова Е.Ю., Исаева Т.Б. Семья и семейные взаимоотношения. Family and Family Relationship: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2016. – 72 с.
10. Вачков И.В. Королевство Разорванных Связей, или Психология общения для девчонок и мальчишек / И.В. Вачков. - М.: Ось-89, 2015. - 176 c.
11. Вачков И.В. Королевство Разорванных Связей, или Психология общения для девчонок и мальчишек / И.В. Вачков. - М.: Ось-89, 2019. - 176 c.
12. Верб Л. Я. Под одним кровом. Советы семейного психолога / Л.Я. Верб. - М.: Питер, 2022. - 256 c.
13. Высоков И. Е. Математические методы в психологии. Учебник и практикум. - М.: Юрайт. 2019. - 432 с.
14. Гонина О. О. Психология. Учебное пособие. - М.: КноРус. 2019. - 320 с.
15. Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Юрайт. 2019.- 430 с.
16. Дереча В. А. Психология зависимостей. Учебное пособие для вузов. - М.: Юрайт. 2019. - 160 с.
17. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры. - М.: Юрайт. 2019. - 386 с.
18. Ермолаев-Томин О. Ю. Математические методы в психологии. Учебник для академического бакалавриата. В 2-х частях. Часть 1. - М.: Юрайт. 2019. - 280 с.
19. Еромасова А. А. Общая психология. Методы активного обучения. Учебное пособие для вузов. - М.: Юрайт. 2019. - 182 с.
20. Жедунова Л.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата / Л. Г. Жедунова. - М.: Юрайт, 2017. - 124 c.
21. Калинина Р. Введение в психологию семейных отношений / Р. Калинина. - М.: Речь, 2016. - 719 c.
22. Кислицина Т.Г. Духовно-нравственные основы семьи: Этика и психология семейной жизни: Ч. 1: Остров духовной жизни// Ч. 2: Семья в русской литературе: Хрестоматия для учителей. Изд. 2-е, испр.. Серия: Библи. - Москва: Мир, 2019. - 256 c.
23. Константинов В. В. Методологические основы психологии. Учебное пособие для академического бакалавриата. - М.: Юрайт. 2019. - 200 с.
24. Коржова Е. Психология
Любовь может включать в себя такие аспекты, как чувства, эмоциональная работоспособность, сексуальность, эмоциональная близость, ощущение непрерывности отношений и обратная связь с физическими и психическими характеристиками партнера.
То, как пары справляются со своими разногласиями и проблемами в жизненном цикле, является важным фактором в различении удовлетворенных и неудовлетворенных пар, что заставляет нас учитывать влияние ключевых факторов на успех отношений (т.е. общение, супружеские убеждения, происхождение семьи, идеализация партнера).
Некоторые авторы признают, что общение тесно связано с удовлетворенностью и стабильностью брака. Как положительные, так и отрицательные коммуникативные навыки являются хорошими предикторами удовлетворенности браком.
Как правило, удовлетворенные пары демонстрируют более конструктивные модели общения - демонстрируют позитивное коммуникативное поведение и стараются избегать негативного - в то врея как более проблемные пары и