Психологическая программа коррекции воображения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Актуальность исследования. Основная значимость проблемы изучения памяти у детей с общим недоразвитием речи в последнее время особенно привлекает внимание специалистов по психологии и педагогике.
Особенно сензитивным для развития памяти является старший дошкольный возраст, т.к. именно в этом возрасте память активно развивается и становится одной из центральных когнитивных функций в связи с деятельностью как система, организующая работу других компонентов деятельности: сенсорных, интеллектуальных и моторных.
Исследование этого вопроса содержит не только первостепенный теоретический, но и практический смысл. Доказано, что раннее начало целенаправленной психолого-педагогической работы способствует ослаблению, а в некоторых случаях и преодолению имеющихся у детей отклонений
Введение
Глава I. Научно-теоретические аспекты изучения зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1 Зрительная память как психический процесс: содержание и сущность в оценке отечественных и зарубежных ученых
1.2 Психологические особенности развития зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Выводы по 1 главе
Глава II. Экспериментальное исследование зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.1. Организация, методы и методики исследования
2.2. Результаты исследования зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Выводы по 2 главе
Глава III. Научно-методологические подходы к коррекции зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
3.1. Основные направления, формы, методы психологической коррекции зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
3.2. Эффективность психологической коррекии в развитии зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Выводы по 3 главе
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) // Информационно-правовой портал «Гарант.ру».- Режим доступа: http://base.garant.ru/70512244/
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс».- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
4. Ахутина, Т.В. Диагностика зрительно-вербальных функций у детей 5-7 лет / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева // Школьный психолог. — 2016. — № 15. — С. 8-9.
5. Ахутина, Т.В. Зрительно-пространственная память у младших школьников в норме и с задержкой психического развития / Т.В. Ахутина, З.А. Меликян // М.: Факультет психологии МГУ, Институт возрастной физиологии РАО, Школьный психолог, 2019. — 12 с.
6. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. – М.: Академический Проект, 2015. – 697 с.
7. Батенева Е.В. Дидактическая игра как метод развития произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста / Е.В. Батенева // Воспитание и обучение детей младшего возраста.- 2017.- № 5.- С. 402-404.
8. Бозиева С.К. Влияние дидактической игры на развитие памяти детей дошкольного возраста / С.К. Бозиева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. -2015. -№ 44.- С. 26-30.
9. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: кн. для воспитателя дет. сада / А.К. Бондаренко. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
10. Веракса А.Н. Развитие памяти дошкольников / А.Н. Веракса // Современное дошкольное образование. Теория и практика.- 2016.- № 3.- С. 46-54.
11. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский.- М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.- 1006 с.
12. Выготский, Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М.: ЧеР, 2019. – 816 с.
13. Гринченко, И.С. Игра в теории, обучении и воспитании: учебно-методическое пособие / И.С. Гринченко.– М.: Перспектива, 2017.– 96 с.
14. Евдокимова М.И. Развитие памяти старших дошкольников / М.И. Евдокимова // Дошкольная педагогика.- 2019.- № 4.- С. 25-27.
15. Ермакова О.Е. Развитие памяти дошкольников как психолого-педагогическая проблема // Психология и педагогика: актуальные проблемы и тенденции развития: материалы международной научно-практической конференции.- 2018.- С. 242-245.
В психологии советского периода закономерности развития и функционирования памяти на ранних стадиях онтогенеза рассматривались, в основном, с позиций деятельностного подхода. Достаточно широко раскрыты вопросы видов и процессов памяти детей-дошкольников, а также факторы ее эффективности.
Концепция Л. С. Выготского о развитии памяти стала частью его общей теории культурноисторического развития психики. Было показано, что высшие, специфически человеческие формы памяти, заключающиеся в активном запоминании с помощью знаков, появляются в результате социального общения между людьми. В ходе исторического развития процессы памяти меняют свою структуру. Л. С. Выготским также было замечено, что в центре сознания ребенка-дошкольника становится именно память [11].
Конкретизируя идею Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьев исследовал процесс развития памяти у дошкольников, изучая зависимость процесса запоминания от характера деятельности испытуемого. Он отметил, что в дошкольном детстве дети могут использовать средства запоминания и воспроизведения, благодаря которым память становится опосредованной и развивается на начальном этапе с использованием внешних средств запоминания, в развернутом виде, а затем переходит во внутренний план [11].