Психолого-педагогическое сопровождение процесса развития волевой регуляции у обучающихся с нарушениями в развитии
Актуальность исследования. Совсем недавно современная система образования была рассчитана лишь на детей, способных учиться по общей образовательной программе. Но на деле оказывалось, что некоторым детям необходимы особые образовательные потребности. С вступлением в силу Федерального закона «Об образовании» 29.09.2012 было введено это понятие как «инклюзия» или «инклюзивное образование». Согласно статье 2, п. 27 «Закона об образовании», инклюзивное образование – это обеспечение одинакового доступа к образованию для всех обучающихся детей с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [1]. На сегодняшний день одним из направлений работы педагога-психолога в школе считается поддержка в преодолении имеющихся нарушений у детей с особыми образовательными потребностями. Одним из этих нарушений считаются нарушения эмоционально-волевой регуляции.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ.
1.1. Волевая регуляция у обучающихся с задержской психического развития: характеристики уровня развития.
1.2. Условия эффективности психолого-педагогического сопровождения процесса развития волевой регуляции младших школьников с задержской психического развития.
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР.
2.1. Определение уровня развития волевой регуляции у младших школьников с задержской психического развития.
2.2. Проектирование и реализация педагогом-психологом цикла занятий по развитию волевой регуляции младших школьников с задержской психического развития.
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Акопян, дрожит Л. С. Психология форме эмоциональных группы состояний частности и их регуляция ручей у детей является младшего создание школьного расскажу возраста: также на материале методы детских регуляции страхов): уровня автореф. дисс. … д-ра ощущения психолог. наук: 19.00.07 / Л.С. Акопян; волевой Повол. гос. социал-гуман. акад. - Самара, 2014. - 53 с.-Текст: барьеры непосредственный.
2. Битянова, грива М. Р. Практикум ситуации по психологическим такое играм значение с детьми правильно и
подростками / М. Р. Битянова; - Санкт-Петербург: следующие Питер, 2013. - 304 с.-Текст: волевой непосредственный.
3. Божович, взрослых Л. И. Личность фигура и ее формирование детей в детском адекватно возрасте /
Л. И. Божович; - Санкт-Петербург: питается Питер, 2008. - 464 с.-Текст: развитие электронный. школьники https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01003401943
4. Боровкова, баллах А. С. Особенности важно эмоционально-волевой набор сферы подошла учащихся вверху начальной начатого школы / А. С. Боровкова // Международный люшера журнал
экспериментального место образования. - 2016. - С. 128-131. -Текст: сказки непосредственный.
5. Вилюнас, развитие В. К. Психология работали эмоций / В. К. Вилюнас, условных Ю. Б. Гиппенрейтер; музыка Моск. ун-т. - Москва: https Моск. ун-т, 1984. - 288 с.-Текст: общество электронный. пушистое https://search.rsl.ru/ru/record/01001205205
6. Водяха, яблочки Ю. Е. Психологическая работа диагностика волевой сфер будем личности: яркость лабораторный регуляции практикум / Ю. Е. Водяха; помощью Урал. гос. пед. ун-т, занятия Ин-т
психологии, всего Каф. общ. психологии слоны и конфликтологии. - Екатеринбург, 2018. С– 220. -Текст: выбрать непосредственный.
8. Выготский, волевое Л. С. Собрание хотели сочинений медленно в 6 т.: осознания Т.2: цвету Проблемы корабль общей развития психологии / Л. С. Выготский; - Москва: снятие Педагогика, 1982. - 504 с.-Текст: второй электронный. момента https://search.rsl.ru/ru/record/02000003572
9. Выготский, иванников Л. С. Собрание является сочинений бумаги в 6 т.: изучена Т.3: сядьте Проблемы
развития птицы психики / Л. С. Выготский; - Москва: всегда Педагогика, 1983. – 369 с.-Текст: приятно электронный. https://search.rsl.ru/ru/record/02000003627
10. Дарвин, выбирает Ч. О выражении круга эмоций зеленый у человека описать и животных / Ч.
Дарвин; - Санкт-Петербург: своим Питер, 2001. - 384 с. 66. -Текст: дрожание электронный. группы https://search.rsl.ru/ru/record/01000709821
11. Дашкевич, всего О. В. Эмоциональная мамонт регуляция области деятельности продолжи в экстремальных слоны условиях: битянова автореф. дисс. д-ра четкое психолог. наук: 19.00.01 /О.В. Дашкевич; - Москва, 1985. - 48 с.-Текст: детей электронный. https://search.rsl.ru/ru/record/01008728077
12. Досаева, регуляции Р. Н. Современные навыка подходы потому к проблеме проблеме коррекции является эмоциональных просим состояний создание школьников / Р. Н. Досаева // Психология: доброе традиции некоторых и инновации: опытная материалы ребёнку Международной занятия научной спину конференции. -2013. - С. 108-114. -Текст: выбором непосредственный.
13. Иванников, школу В. А. Психологические проявлять механизмы ломает волевой развитию регуляции: смогли учеб. пособие / В. А. Иванников; - Санкт-Петербург: грибы Питер,2006. - 208 с.-Текст: выскочила электронный. повторить https://search.rsl.ru/ru/record/01002903950
14. Изотова, заменила Е. И. Эмоциональная таланты сфера принимать ребенка: рисование теория наличие и практика/ Е. И. Изотова, развития Е. В. Никифорова; - Москва: ощущения Академия, 2014. - 288 с. -Текст: действиям непосредственный.
15. Ильин, сферы Е. П. Эмоции ощущения и чувства / Е. П. Ильин; - Санкт-Перербург: эмоций Питер, 2001. - 749 с. -Текст: сидит электронный. боялся https://search.rsl.ru/ru/record/01000731854
Воля – это осознанное регулирование человеком своих действий и проступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей.
Еще И.М. Сеченов утверждал, что воля не есть какой-то безличный агент, распространяющийся только движением - это деятельная чеpта разума и часто наперекор даже чувству самосохранения.
Воля проявляется в регулировании познавательной и практической деятельности человека. Волевое регулирование поведения детерминировано условиями, в которых он живет и трудится. В воле проявляется сознательная активность личности, целенаправленная и планомерно действующая.
Воля не может быть закрытым свойством психики человека. Поэтому она должна рассматриваться в одной связи с другими направлениями психики и в первоочередное это с познанием. Давно известно, познание направлено на анализ и синтез, обобщение и абстрагирование полученных из окружающей среды впечатлений, знаний. Фиксированные памятью и переработанные в мышлении, эти знания достаточно глубоко сообщают о том, что нас окружает. Таким образом, воля содержательна. Ее содержание охвачено в представлениях и понятиях, которыми пользуется мышление, воображение. Кроме того воля – своеобразный пусковой и тормозной механизм. Волевое регулирование поведения – это сознательное направление умственных и физических усилий на достижение цели или сдерживание их. Волевая регуляция – психические процессы, осуществляемые с использованием собственной активности человека [5]. Существуют следующие стратегии формирования волевой регуляции: Первую стратегию можно назвать тренировкой силы воли. Она предполагает, что силу воли можно тренировать точно так же, как скелетную мышцу, т.е. при помощи различных упражнений, например, задержки дыхания или удержания тяжестей. Однако эмпирические исследования свидетельствуют о том, что, во первых, эффективность волевой регуляции не всегда пропорциональна величине затрачиваемого усилия, а во-вторых, способность к волевому усилию в одних видах деятельности обычно не связана со способностью к волевому усилию в других видах деятельности. Вторая стратегия – воспитание волевых качеств – опирается на представление о том, что проявления волевой регуляции всегда носят конкретный характер.