Личностные детерминанты эмоционального выгорания воспитателей дошкольных учреждений (на примере МБДОУ «Детский сад № 39 г. Ельца»)

Скачать диплом с рассмотрением синдрома эмоционального выгорания у дошкольных работников.
Author image
Askar
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
19.07.2024
Объем файла
1412 Кб
Количество страниц
68
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2640 руб.
3300 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Профессиональная деятельность играет важную роль в жизни человека, поскольку оказывает влияние на развитие личности. Профессия «педагог дошкольного возраста» является одной из самых ответственных и напряженных видов социальной деятельности, на которую может негативно повлиять эмоциональное выгорание. Предпосылками появления эмоционального выгорания выступают нарушения детской дисциплины, возникновение спорных и конфликтных ситуаций. Из-за этих негативных факторов воспитатель начинает испытывать эмоциональное, психическое и физическое истощение.

Исследование эмоционального выгорания педагогических работников является достаточно острой проблемой. Это определяется потребностью науки и практики в познании индивидуальных факторов и особенностей травмирующего действия эмоционального выгорания на психику. Актуальность этого вопроса можно объяснить отсутствием надежной системы психологических технологий предотвращения развития синдрома эмоционального выгорания.

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты исследования личностных детерминант эмоционального выгорания воспитателей дошкольных учреждений

1.1 Понятие и сущность «эмоционального выгорания»……………………...

1.2. Факторы возникновения и развития синдрома эмоционального выгорания у воспитателей дошкольных образовательных учреждений

1.3. Особенности личностных детерминант эмоционального выгорания воспитателей дошкольных учреждений

Выводы по первой главе

Глава 2. Эмпирическое исследование личностных детерминант эмоционального выгорания воспитателей дошкольных учреждений

2.1. Исследование особенностей синдрома эмоционального выгорания у воспитателей дошкольных образовательных учреждений

2.2. Реализация программы по предупреждению синдрома эмоционального выгорания у воспитателей

2.3 Сравнительный анализ результатов исследования

Выводы по второй главе

Заключение

Список использованных источников

Приложение

1. Андреева Е.А. Психологические факторы развития синдрома эмоционального выгорания у педагогов // Наука вчера, сегодня и завтра: сборник статей. Уфа. 2015. С. 182-185.

2. Асташова, А. Н. Сущность феномена «эмоционального выгорания» // Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2018. С. 121-126. 

3. Бабанова С.А. Профессиональный стресс, или профессиональные поражения эмоциональной сферы // РМЖ. 2014. № 4. С. 266.

4. Бабич О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения. Волгоград: Учитель, 2017. 122 с.

5. Баробанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания» // Вестник МГУ. сер.14, Психология. 2012. №1. 291с.

6. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности: психологический практику. СПб.: Речь, 2004.

7. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб, 2007. 342 с.

8. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Наука, 2012. С. 115-154

9. Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов. // Вопросы психологии. 2015. № 2. С. 38-41.

10. Борисова М.В. Основные направления профилактики и коррекции эмоционального выгорания // Ярославский психологический вестник. 2011. Т.2. С. 214-215.

11. Гончарова Е.В. Проблема эмоционального выгорания воспитателей дошкольных образовательных учреждений // Мотивация и рефлексия личности: теория и практика. Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2018. С. 75-78. 

12. Гунзунова Б.А. Концептуальная модель системы саморегуляции эмоциональных состояний в профессиональной педагогической деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2012. №4(35). С.150–155.

13. Гуслякова Н.И. Особенности феномена эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных организаций // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. № 8(198). С. 419-426. 

14. Капитанец Е.Г. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания педагогов // Научно- методический электронный журнал «Концепт». 2015. № 2. С. 111–115.

15. Кириенко Е.В. Взаимосвязь эмоционального выгорания и личностных особенностей воспитателей ДОУ // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2019. С. 174-175. 

В России все чаще отмечается распространение профессионального стресса, эмоционального выгорания работников. Изучение этого явления началось относительно недавно, хотя эта проблема всегда была актуальной. Хотя на сегодня проведено немало научных исследований данного явления, термин «эмоциональное выгорание» не относится к четко определенному понятию в системе психологических знаний. Оно часто рассматривается как сложное многоаспектное явление, занимающее неоднозначное место в системе психологических знаний

Гуслякова Н.И. под эмоциональным выгоранием понимает «один из новейших механизмов защиты». Она рассматривает данный синдром с разных сторон: как полисистемную детерминированную совокупность систем, связанную с изменениями в поведении; искажение процесса личностного развития и самореализации [13, c. 420].

Первый среди отечественных психологов, использовавший термин «эмоциональное выгорание» был ученый Б.Г. Ананьев, который обозначил в своих работах его как негативное явление, проявляющееся у профессий «человек – человек». Но этот феномен был только зафиксирован, но не подтвержден последующими эмпирическими исследованиями.