Психологическая коррекции свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Актуальность исследования. Проблеме гиперактивности у детей специалисты уделяют серьезное внимание во многих странах, в том числе и у нас. Связано это, во-первых, с частотой гиперактивности у современных детей. Во-вторых, проявления гиперактивности часто сочетаются с трудностями в обучении и эмоциональными проблемами ребенка, что может повлиять на дальнейшую его судьбу, на взаимоотношения с окружающими. В 1845 году немецкий психоневролог Г. Хоффман впервые описал чрезвычайно подвижного ребенка. В 1902 году известный английский педиатр Г. Ф. Стилл подробно охарактеризовал этот синдром в цикле лекций, прочитанных им в Королевском медицинском колледже. Гиперактивность у детей, нарушение поведения, неспособность удерживать внимание при отсутствии общей задержки в психическом развитии Г. Ф. Стилл связывал данную проблему с дефектами морального контроля. Проблема воспитания и обучения детей с индивидуальными особенностями развития является одной из важнейших в педагогической психологии. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) относятся к категории нормального развития и обучаются в массовой общеобразовательной школе. Вместе с тем, учащиеся с СДВГ имеют специфические особенности развития психики, поведения и деятельности, которые без специально организованной психологической помощи обуславливают низкий уровень готовности к обучению в школе, трудности школьной адаптации и проблемы в усвоении программного материала. Эта проблема остается в педагогической психологии малоисследованной.
Введение
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования
1.1. Проблема внимания в психологии
1.2. Становление свойств произвольного внимания в младшем школьном возрасте
1.3. Современное состояние изучения проблемы свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с СДВГ
Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальное изучение свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
2.1 Организация, методы и методики исследования свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с СДВГ
2.2 Особенности свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности #
Вывод по 2 главе #
Глава 3. Методические рекомендации по коррекции свойств произвольного внимания учащихся с СДВГ #
3.1 Научно-методологические подходы к коррекции свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности #
3.2 Основные направления, формы, методы психологической коррекции свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности #
3.3 Контрольный эксперимент и его анализ #
Выводы по третьей главе #
Заключение #
Список использованной литературы #
Приложение 1 #
Приложение 2 #
Приложение 3 #
Приложение 4 #
Приложение 5 #
Приложение 6 #
1. Агеносова Н. Л. Развитие произвольного восприятия у детей дошкольного возраста. В сб.: «Развитие познавательных процессов». М., «Просвещение», 2011. – 450 с.
2. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения – 5-е изд., стер.- М.: Издательство «Ось-89», 2007.- 272 с. (практическая психология), c.33
3. Большой психологический словарь / [Авдеева Н. Н. и др.] ; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - 4-е изд., расш. - Москва : АСТ ; Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2009. - 811 с.
4. Брызгалов А. О. Половые различия в когерентности ЭЭГ при выполнении задачи Струпа / А.О. Брызгалов, Н.В. Вольф // Журн. высш. нервн. деят. - 2006. - Т. 56. -№ 4. - С. 464-471.
5. Внимание, Память, Логика, 6-7 лет, Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В., 2015
6. Ворошнина, Л. В. Коррекционная педагогика: Творческое и речевое развитие гиперактивных детей в ДОУ: учебное пособие для вузов/Л. В. Ворошнина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 291с.
7. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. //Хрестоматия по вниманию. М.: Издательский центр «Академия», 1995. -147 c
8. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука: Избр. психол. тр. /Под ред. А.И. Подольского. - М., Воронеж: МОДЭК, 1998. - 480 с
9. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания // Советская педагогика, 1938. № 8. С. 136
10. Заваденко Н. / Диагноз и дифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей / Журнал «Школьный психолог» № 4/2000 (1sept.ru)
11. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте/ Н.Н. Заваденко. М., 2020. - 256 с.
12. Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: поиск оптимальных подходов к диагностике и лечению. Эффективная фармакотерапия в неврологии и психиатрии. 2010; 4: 38-42.
13. Зиновьева О.Е. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sindrom-defitsita-vnimaniya-s-giperaktivnostyu-u-detey (дата обращения: 22.02.2023).
14. Избранные педагогические сочинения [Текст] / К. Д. Ушинский ; Ред., и вводная статья В. Струминского. - Москва : Гос. учеб.-пед. изд-во, 1935. - 1 т.;
15. Карпунина, Н.П. Особенности психофизиологического статуса у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью / Н.П. Карпунина, Т.А. Слюсарь, Т.Г. Сотникова // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева.- 2007.- № 4.- С. 10-12.
В рабочей тетради, разработанной С.Е. Гавриной, указано, что важно учить детей сравнивать, выявлять общее и различное в предметах и явлениях. На основе наблюдений за учащимися в процессе данного обучения можно выявить ряд особенностей сравнения / сопоставления у младших школьников [7]:
- дети гораздо легче запоминают различия между предметами, чем их сходство. Часто дети плохо различают понятия «похожие» и «одинаковые»;
- школьники склонны выделять и сопоставлять в первую очередь наглядные признаки предметов, не замечая и такие признаки, которые в момент сравнения наглядном восприятию не представлены.
Для того, чтобы помочь детям выявить сходство двух предметов, можно вводить третий предмет, или дополнительный критерий для оценки, или предложить им сравнить предметы, которые очень отличаются друг от друга. Не следует забывать о совете К.Д. Ушинского [12]: «Если вы хотите, чтобы какой-либо предмет внешней природы был понятен хорошо, что отличает его от наиболее сходных с ним предметов, находите в нем сходство с самыми отдаленными предметами, только тогда вы обнаружите для себя существенные признаки – а это значит понять предмет».