Психолого-педагогические условия снижения уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста с помощью игровой терапии
Актуальность проблемы. Современное научное психолого-педагогическое знание демонстрирует возрастающий интерес к проблеме тревожности личности. Этот интерес отражается в научных исследованиях, где данная проблема занимает центральное положение и анализируется в психологическом, педагогическом, социальном и других аспектах.
Становление эмоционально – волевой сферы, с которой тесно связано формирование личности старшего дошкольника – сложный и длительный процесс, характеризующий психическое развитие. Оно протекает под непосредственным воздействием со стороны окружающих, в первую очередь взрослых, воспитывающих ребенка. Без знания особенностей эмоциональной сферы детей, трудно верно реагировать на их поступки, выбирать соответствующие порицание или поощрение, целенаправленно руководить воспитанием. Сравнительно большее количество научных исследований в психологии посвящено изучению тревожности у подростков и взрослых людей, а исследований тревожности и возможностей ее снижения у дошкольников недостаточно. Этот факт определяет отсутствие своевременной психолого-педагогической помощи тревожным дошкольникам, что ведет к возникновению целого ряда психологических трудностей детства - тревожность является предвестником неврозов.
ВВЕДЕНИЕ 4
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 10
Анализ и состояние проблемы тревожности в психолого-педагогической литературе 10
Психологические особенности проявления тревожности детей старшего дошкольного возраста 27
Характеристика психолого-педагогических условий, способствующих снижению уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста с помощью игровой терапии 40
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ 56
Цель, задачи, организация и условия организации экспериментального исследования 56
Методы и методики исследования уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста с помощью игровой терапии 67
Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментального исследования79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 96
ПРИЛОЖЕНИЯ 102
1. Абакарова Э. Г. Детская тревожность как социально-опосредованная форма страха в дошкольном возрасте // Вестник Московского университета МВД России. - 2010. - №7. - URL: https://cyberleninka.ru/article (дата обращения: 15.03.2023).
2. Астапов В.М. Тревожность у детей. – М.: Когито-Центр, 2008.- 160с.
3. Барышникова Е.В. Исследование тревожности детей старшего дошкольного возраста // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article (дата обращения 18.03.2023) .
4. Божович Е.Д. Вероятностный характер связи между внутри- и межличностной конфликтностью подростков / Е.Д. Божович // Психологическая наука и образование. –2007. –№2. – C. 5 – 15.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование) М.: Просвещение, 1968.- с. 231-235
6. Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.
7. Глебова М.В. Система психолого-педагогических условий развития продуктивного мышления старшеклассников // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 9. – С. 115-119 – URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35134 (дата обращения 13.03.2023)
8. Драчук Т. Э., Драчук Л. А., Пешикова М. В. Профилактика тревожных расстройств у детей в условиях психотерапевтического кабинета детской поликлиники // Педиатрический вестник Южного Урала. — 2015. — № 2. — С. 24–28.
9. Дремлюк Анжелика Валентиновна. Психолого-педагогические условия развития доброжелательного отношения старших дошкольников к сверстникам // Вестник магистратуры. – 2019. – №6-3 (93). – URL: https://cyberleninka.ru/article/ (дата обращения 16.03.2023)
10. Егорова Е.А., Виноградова А.И. Функции игры. Взаимосвязь игры и культуры // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2010. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n (дата обращения 17.03.2023)
11. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Речь. 2010 г. 313с.
12. Иванова Ирина Юрьевна, Евтушенко Ирина Николаевна, Артеменко Борис Александрович, Пермякова Надежда Евгеньевна, Терещенко Марина Николаевна Психолого-педагогическая коррекция страхов детей старшего дошкольного возраста // АНИ: педагогика и психология. – 2021. – №4 (37). – URL: https://cyberleninka.ru/article (дата обращения 20.03.2023)
13. Изард К. Е. Эмоции человека. М.: Речь, 1980 – 440 с.
14. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2003. 464 с.
15. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. СПб.: Питер
Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. В ряду различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, наибольшее внимание уделяется состоянию, обозначаемому в английском языке термином «anxiety», что переводиться на русский язык как «беспокойство», «тревога». Тревожность человека является одним из самых интригующих феноменов в психологической науке .
Одним из первых, кто выделил и акцентировал состояние беспокойства и тревоги был З. Фрейд. «Согласно учению Фрейда, определенные переживания, имевшие место в жизни человека: действия, импульсы, мысли или воспоминания, – мучительно болезненные или порождающие сильную тревогу вытесняются из сознания, а те силы, которые привели к вытеснению произошедшего из памяти, мобилизуются, препятствуя их восстановлению в сознании»
«Знак к битве», такое значение в русском языке XVIII века означало слово «тревога». Значительно позже появилось иное понятие —«тревожность». «Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов.
В. В. Суворова, в своем труде «Психофизиология стресса» считает тревожность, психическим состоянием внутреннего беспокойства, неуравновешенности, но в отличие от страха может быть беспредметной и зависеть от только лишь субъективных факторов, принимающих значение в контексте индивидуального опыта. Определяет тревожность как отрицательный комплекс эмоций, с доминирующим физиологическим аспектом.