Повышение конкурентоспособности предприятия на основе программы стратегического развития (на материалах ООО «Стройтехнопарк»)
Введение
В настоящее время важное место занимает проблема выживания и развития предприятий малого бизнеса. Отсутствие у предприятий необходимого механизма стратегической ориентации и рыночных функций управления ведет их в будущем к несостоятельности и банкротству. С развитием менеджмента на предприятии меняется управленческий механизм. Система обеспечения конкурентоспособности как методология построения отдельных разделов системы менеджмента (стратегического маркетинга, инновационного менеджмента, производственного менеджмента, управления финансами и другие), ориентированная достижение на конкурентоспособности управляемого объекта, базируется на экономических законах функционирования рыночных отношений, законах организации, научных подходах, принципах и методах управления.
Повышение конкурентоспособности предприятия ˗ один из самых актуальных вопросов для современной России. Решить комплексные социально-экономические проблемы в условиях жесткой конкуренции поможет знание и примен
Содержание
Введение…………………………………………………………………..……….…3
1 Теоретико-методические аспекты конкурентоспособности предприятия…8
1.1 Эволюция развития теории и практики конкурентоспособности предприятий………………………………………………………………….……..8
1.2 Основные показатели оценки конкурентоспособности предприятия…..….20
1.3 Методические вопросы повышения конкурентоспособности предприятия в аспекте стратегического развития…………………………….……………….….32
2 Оценка хозяйственной деятельности и стратегического управления конкурентоспособностью предприятия ООО «Стройтехнопарк»………………43
2.1 Характеристика производственно-хозяйственного и финансового состояния ООО «Стройтехнопарк»………………………………………………………….43
2.2 Влияние внешнего и внутреннего окружения на конкурентоспособность предприятия ООО «Стройтехнопарк» и стратегию развития ………………54
2.3 Анализ воздействия организационной конструкции системы управления предприятия на его конкурентоспособность……………………………………64
3 Пути повышения конкурентоспособности предприятия ООО «Стройтехнопарк»………………………………………………………………….73
3.1 Моделирование процесса управления конкурентоспособностью предприятия…………………………………………………………………..……73
3.2 Разработка программы стратегического развития и повышения конкурентоспособности предприятия ООО «Стройтехнопарк»………………82
3.3 Эффективность рекомендаций по конкурентоспособности предприятия с учетом предложенных мероприятий……………………………………………..91
Заключение…………………………………………………………………………97
Библиографический список………………………………………………………101
Библиографический список
1. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О защите конкуренции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016)
2. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 30.12.2015) "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016)
3. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
4. Аврашков Л.Я. Управление конкурентоспособностью предприятий: теория и практика: Монография. / Аврашков Л.Я., Графова Г.Ф., Графов А.В. Воронеж: Изд-во "Институт ИТОУР", 2009. – 140с.
5. Аистова М.Д. Реструктуризация предприятий: вопросы управления. Стратегии, координация структурных параметров, снижение сопротивления преобразованиям. - М.: Альпина Паблишер, 2012. – 346с.
6. Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура / Под ред. Г.А. Александрова. – М.: Изд-во БЕК, 2013. – 544 с.
7. Балашов А.П. Теория менеджмента. /А.П. Балашов.–M.: Вузовский учебник, 2014.
8. Борисова О.В. Инвестиции. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. / Борисова О.В. Малых Н. И., Овешникова Л.В. – M.: Юрайт,, 2015.
9. Брусов П.Н. Инвестиционный менеджмент: Учебник. / Брусов П.Н., Филатова Т.В., Лахметкина Н.И. – ИНФРА-М, 2014.
10. Буклей Т.В. Организация предпринимательской деятельности. /Буклей Т.В., Гаврилюк М.В., Кривошеева Т.М., Ксенитова Л.Ф., Нестеренко А.И. – Дашков и К, 2014.
11. Виханский О.С. Менеджмент: Учебник. / Виханский О.С., Наумов А.И. – M.: Магистр, 2014.
12. Голубков Е.П. Стратегический менеджмент. / М.: Юрайт, 2015. – 198с.
13. Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. 2-е изд – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2013.
14. Грушенко В. И. Менеджмент: восприятие сущности менеджмента в условиях стратегических изменений : учебное пособие. – Москва : ИНФРА-М, 2014. – 288 с.
15. Зайцев М.Г. Методы оптимизации управления для менеджеров: учеб. пос. – М: Дело, 2013. – 304с.
16. Карпов А.Л. Конкурентоспособность: тактика и стратегия промышленного предприятия: монография/ Изд-во: ОмГУ , 2009. – 180 с.
17. Коротков Э.М. Менеджмент: Учебник - M.: Юрайт, 2013. – 640с.
18. Костюкова Е. И. Бухгалтерский управленческий учет: учеб. пособие / Е. И. Костюкова. - М. : КНОРУС, 2015. –270 с.
19. Кузьмина Е.
Различия в подходах экономистов при определении сущности конкуренции находят свое отражение и при рассмотрении категории конкурентоспособности. Основная задача каждого исследователя, изучающего проблемы конкурентоспособности предприятия, состоит в определении критериев, а также нахождении источников и факторов конкурентоспособности. Однако здесь очевидной становится колоссальная коннотационная запутанность, неопределенность понятий и значений.
В целях настоящего исследования считаем наиболее адекватным определение конкурентоспособности, основывающееся на эффективности хозяйственной деятельности. Действительно, в рамках настоящей работы конкуренция определяется как соперничество между хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели при условии ограниченности ресурсов, способствующих достижению этой цели. Если эту цель конкретизировать с точки зрения рыночной экономики, то рыночная конкуренция есть борьба хозяйствующих субъектов за получение прибыли.
Помимо факторов конкурентной среды уровень конкурентоспособности предприятия во многом зависит и от факторов его базирования. Влияние данного блока факторов может быть представлено в