Взаимосвязь эмоционального выгорания с преобладающими копинг-стратегиями у современных педагогов общеобразовательной школы.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В условиях развития современного российского общества, при наличии социально-экономической нестабильности, нарастающей конкуренции на рынке труда, существующих социальных стрессов (специальная военная операция, коронави́русная инфе́кция 2019 года) возрастают требования, которые предъявляются к профессиональному уровню специалистов сферы образования (ВПР, ЕГЭ, реализация ФГОС нового поколения, изменения содержания образования). Не каждый педагог может легко и быстро подстраиваться под трансформации современного медиа пространства и эффективно реализовывать свою профессиональную деятельность.
Если анализировать проблематику современного детства можно увидеть, что она заметно отличается от имевшейся на более ранних этапах ее становления новыми текстами и линиями анализа. Интерес представляет стремление исследователей выработать общее понимание того, как должна быть организована образовательная работа с детьми. Все более отчетливо проводится мысль, что
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ РАБОТНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СФЕРЫ8
1.1 Теоретические подходы к проблематике эмоционального выгорания в российских и зарубежных исследованиях8
1.1.1. Синдромٴ ٴэмоциональногоٴ ٴвыгорания, егоٴ ٴхарактеристикаٴ ٴиٴ ٴстадии12
1.1.2. Личностные особенности как характеристики, опосредующие риски возникновения и возможности преодоления эмоциональногоٴ ٴвыгорания………………………………………………………………………...17
1.2. Особенностиٴ ٴпроявленияٴ ٴсиндромаٴ ٴэмоциональногоٴ ٴвыгоранияٴ ٴуٴ ٴпреподавателейٴ ٴобщеобразовательныхٴ ٴшкол………………………………….25
Выводٴ ٴ1ٴ ٴглавы34
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ИНТЕНСИВНОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ПРЕОБЛАДАЮЩИХ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ УСОВПЕМЕННЫХ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ36
2.1. Организация и методы эмпирического исследования36
2.2. Анализ и обсуждение результатов исследования……………………39
2.3. Взаимосвязь эмоционального выгорания с преобладающими копинг-стратегиями у современных педагогов общеобразовательной школы59
2.4. Рекомендации по профилактике и преодолению профессионального выгорания у педагогов общеобразовательной школы…………………..66
Выводы 2 главы70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ72Список литературы……………………………………………75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р.. Большая психологическая энциклопедия. Психологические законы человеческого поведения. - Прайм-Еврознак, 2008. – 560 с.
Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания / Барабанова М.В. - М.: Издательство МГУ, 2017. – 426 c.
Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других / Бойко В.В. - М.: Информац. Изд. Дом Филин, 2016. – 256 с.
Борисова М. В. Психологические детерминанты психического выгорания у педагогов: диссертация канд. псих. наук. - Ярославль, 2003. - 190с.
Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е.Водопьянова, Е. С. Старченкова - СПб.: Питер, 2018. – 442 c.
Воробьева М. А. Психолого-педагогические условия преодоления педагогом синдрома эмоционального выгорания: дисс. … канд. педагогических наук. - Екатеринбург: Самарский государственный университет, 2008. - 23 с.
Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь / Гнездилов А.В. - СПб.: Издательство «Речь», 2017. – 162 с.
Доценко, О.Н. Эмоциональная направленность личности как фактор выгорания и удовлетворенности профессиональной деятельностью / О.Н. Доценко, А.А. Обознов // Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий: коллективная монография / под ред. В.В. Лукьянова [и др.]. – Курск: Курский государственный университет, 2008. – С. 107–113.
Зборовская И.В. Саморегуляция психической устойчивости учителя // Зборовская И.В. - Прикладная психология, 2018. – 262 c.
Зинченко Ю.П. Новые направления исследований в психологическом вузе//Теоретическая и экспериментальная психология, 2022., Т - 15, № 3, с. 28 – 41
Зыков А. В. Эмоциональное выгорание медицинских работников скорой помощи / А.В.Зыков, Е. Г. Крутых // Молодой ученый. - 2019.- №23. — с. 166-169.
Ильиных О. В. Социально-психологическая структура психического выгорания сотрудников милиции, общественной безопасности]: автореф. дис. канд. пси
Индивидуальные и организационные факторы выделяет Орел В. Е. На две группы, делятся индивидуальные факторы: социально демографические, такие как пол, возраст, образование, семейное положение, стаж работы (особенно тесно с выгоранием связан стаж работы); личностные особенности, такие как интроверсия, нейротизм, самооценка и локус контроля. К организационным факторам В. Орел относит негативные условия работы и материальную среду, содержание работы и социально- психологические условия труда. В том числе, говорится о том, что основными организационными факторами выступают временные параметры и объем работы.
Для предотвращения выгорания проводятся лекции, мастер классы, тренинговые и практические занятия. На данных занятиях участники знакомятся с феноменом выгорания, изучают причины возникновения выгорания и его развития, учатся психологическим практикам, которые направлены на снижение уровня выгорания и уменьшение его отрицательного влияния на личность, и деятельность работника.