Формирование навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современных условиях формирование навыков безопасного поведения у детей является одним из самых актуальных вопросов, на который обращает внимание Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО). В Стандарте подчеркивается, что «задача взрослых научить ребенка дошкольного возраста осознанно действовать в той или иной обстановке, воспитать у дошкольников самостоятельность и ответственность, чтобы в опасные моменты своей жизни, они всегда могли адекватно действовать, и, столкнувшись с опасной ситуацией, дети не начинали ее решать методом проб и ошибок, а умели находить быстрое решение проблемы с наименьшим ущербом для здоровья». В настоящее время вопрос безопасности является важной составляющей образовательной области «социально-коммуникативное развитие» (часть 2, пункт 2.6) [ФГОС ДО].
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что ряд ученых (Б.А. Мишин, В.Н. Сапронов, А.Е. Смирнов) акцентир
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................... 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ…………………………………………….. 7
1.1. Психолого-педагогические исследования проблемы безопасного поведения и особенностей его формирования в дошкольном детстве….. 7
1.2. Принципы и условия формирования навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста…………………….. 15
Вывод по первой главе............................................................................. 23
ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ………………………… 25
2.1. Диагностика уровня сформированности навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста в условиях микро - и макросоциума……………………………………………………………. 25
2.2. Проектирование и реализация условий формирования навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста…….. 34
Вывод по второй главе............................................................................. 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................... 47
Список литературы........................................................................................ 51
Приложения............................................................................................... 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Авдеева Н.Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева. — Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2015. – 144 с.
Атемаскина Ю.В. Проектная деятельность педагога: сущность и технология / Ю.В. Атемаскина // Детский сад от А до Я. 2008. — № 3. — С. 6 — 11.
Белая К. Ю., Зимонина В. Н. Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Книга для воспитателей / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина. — М.: Просвещение, 2006. — 94 с.
Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей / К.Ю. Белая. — М.: Мозаика — Синтез, 2015. — 64 с.
Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников / К.Ю. Белая. — М.: Знание, 2016. — 90 с.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 122 с.
Виноградова Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг / Н.Ф. Виноградова, Т.А. Куликова. — Москва: Просвещение, 2014. — 128 с.
Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитатлей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М.: Айриспресс, 2008. – 215 c.
Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры / Т.П. Гарнышева. — Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2015. - 128 с.
Григорьева О. Н. Проект «Учимся безопасности» / О.Н. Григорьева // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 38—47. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8157/ (Дата обращения: 03.09.2021).
Грехова Л.И. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми: Учебно-методическое пособие. 5-е издание, стереотипное. / Л.И. Грехова. — М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2013. – 134 с.
Давлетшина А.А. Проблема обеспечения безопасности д
Деятельность является одновременно условием и средством, обеспечивающим ребёнку возможность активно познавать окружающий его мир и самому становиться частью этого мира. В совместной деятельности взрослого и ребенка происходит передача социального опыта: ребенок может видеть и понимать какой опасности можно подвергнуться, не соблюдая правила безопасного поведения, и в то же время учится избегать опасных ситуаций. В деятельности ребенок учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять своё отношение и отражать это в поступках и на деле в разных опасных ситуациях. Деятельность дает ребенку возможность быть самостоятельным в познании мира [Зимонина, 2014].
Рассмотрим виды деятельности, через которые у дошкольников формируются навыки безопасного поведения.
Игровая детельность. По определению А.Н. Леонтьева игра дает ребенку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы