Социально-психологическая работа с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в постинтернатный период.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Уделять внимание социально-психологической работе с лицами из числа детей-сирот в постинтернатный период в России стали в конце 90-х годов. Это было обусловлено совершенно новыми реалиями жизни современного общества, а также психологическими особенностями вчерашних воспитанников организаций для детей-сирот, их неготовностью к самостоятельной жизни. Основной причиной дезадаптации лиц из числа детей-сирот является сформировавшаяся у них иждивенческая позиция, которая значительно тормозит процесс социализации их личности. Зачастую, оставаясь без какой-либо поддержки значимых людей, они не представляют, кому могли бы доверять и на кого рассчитывать. Чувство одиночества, страх, душевные переживания не позволяют вчерашним воспитанникам детских домов и приемных семей самостоятельно справиться с жизненными трудностями. Они не осознают ценность образования, не могут определиться с выбором будущей профессии и учебного заведения. Чаще всего им приходится осваивать низко
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ В ПОСТИНТЕРНАТНЫЙ ПЕРИОД.6
1.1Понятия социально-психологической работы с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в постинтернатный период.6
1.2 Содержание социально-психологической работы с лицами из числа детей-сирот в постинтернатный период.15
1.3Нормативно-правовые основы социально-психологической сопровождения в постинтернатный период27
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ И ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЦ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ В ПОСТИНТЕРНАТНЫЙ ПЕРИОД31
2.1. Организация эмпирического исследования31
2.2 Методы и методики эмпирического исследования32
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ И ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЦ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ В ПОСТИНТЕРНАТНЫЙ ПЕРИОД33
2.3. Исследование проблем социализации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью выявления необходимости заключения договора о постинтернатном патронате33
3.1. Исследование деятельности уполномоченных организаций по осуществлению постинтернатного патроната в городе Москве44
2.4. Исследование качества оказания услуг по постинтернатному патронату в городе Москве52
2.5. Анализ результатов эмпирического исследования55
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ61
ПРИЛОЖЕНИЯ68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Антипина, М.А. Программа подготовки выпускников к самостоятельной жизни и постинтернатное сопровождение / М.А. Антипина // Детский дом. – 2011. – № 40. – С.25.
Ашихминина, Т.И. Межведомственное взаимодействие – важнейшее условие эффективной работы / Т.И. Ашихминина // Социальная педагогика –2010. - №5 – C. 41-44.
Бвайер, Е.А. Жизнестойкость как необходимое качество выпускника детского дома / Е. А. Бвайер, И. Б. Павлов. // Социальная педагогика. – 2010. – № 5 – С. 75-83.
Беличева С. А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2006.
Бобылева, И. Региональная система патроната выпускников интернатных учреждений / И. Бобылева // Социальная педагогика – 2010. – № 5 – С. 5-22.
Василькова Ю.В. Работа социального педагога в приютах и интернатных учреждениях: / Ю.В. Василькова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001 – 278с.
Вяткина, Е. Межведомственное взаимодействие в сопровождении детей-сирот / Е. Вяткина, Е. Тюкалова // Социальная педагогика в России – 2009. – №5. – С. 63-67.
Деятельность образовательного учреждения для детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей по повышению успешности вхождения воспитанников в самостоятельную жизнь – М. : 2004. – 34с.
Дорошенко Т.Н. Проблемные аспекты социально-психологической адаптации подростков // Психологическое здоровье школьников: Материалы международной межвузовской научно-практической конференции. 2014. С. 32-40с.
Дьячкова Г.В. Информационно – методическая работа, как составная часть модели организации постинтернатного патроната выпускников // Социальная педагогика – 2010. – С. 51-56 .
Исторический опыт социальной работы в России. – М., 1994. Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учеб. пособие для студентов вузов. – М. : Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999
Исторический опыт социальной работы в России. – М.: 1994. – С. 202.
И
Для этого специалист-куратор должен хорошо ориентироваться в доступных услугах и знать условия, при которых возможно их получение, а также ответственно относиться к качеству ведения планово-отчетной документации и деловой переписки.
Модель организации и осуществления постинтернатного патроната специалистами уполномоченных организаций в городе Москве включает в себя организационно-подготовительный, основной и аналитический этапы.
На организационно-подготовительном этапе решаются административные вопросы, связанные с оформлением необходимых для оказания услуги постинтернатного патроната документов, осуществляется прием выпускников, изъявивших желание заключить договор о постинтернатном патронате, проводится оценка потребностей клиента, разрабатывается, согласовывается и утверждается индивидуальная программа постинтернатного сопровождения.