Средства коррекции школьной тревожности у младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы, на наш взгляд, точно выражена в высказывании одного из ведущих специалистов в области психологии детства в нашей стране Л.И. Божович, считавшей, что ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования Е.Б. Ковалёвой, И.В. Дубровиной, А.И. Захарова, В.И. Гарбузова, наиболее распространённой проблемой является тревожность у детей.
Младший школьный возраст характеризуется как этап формирования личности. Он предполагает появление у ребёнка новых отношений со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности - учение. Начало обучения ребенка в школе порождает существенные изменения в эмоциональной жизни детей, у них постепенно развивается умение управлять своими эмоциями. Всё это сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и свя
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. КОРРЕКЦИЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………….........................................................6
1.1 Тревожность личности как предмет психолого-педагогического анализа…..6
1.2 Особенности возникновения и проявления школьной тревожности у младших школьников……………………………………………………………………………12
1.3 Средства коррекции школьной тревожности у младших школьников………17
Выводы по 1 главе…………………………………………………………………….23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………….24
2.1 Изучение уровня школьной тревожности у младших школьников……………………………………………………………………………24
2.2 Описание серии внеурочных мероприятий, направленных на коррекцию школьной тревожности у младших школьников…………………………………..37
2.3 Изложение хода и анализ результатов опытно-экспериментальной работы по коррекции школьной тревожности у младших школьников……………………...39
Выводы по 2 главе………………………………………………………………….....46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………..49
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………..53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Айзенк Х. Психологические теории тревожности //Тревога и тревожность: Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2019.
2. Андреева, Ю. Л. Танцетерапия /Ю. Андреева. – М.: Диля, 2020. – 256 с.
3. Аракелов Н.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности. / Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. //Психологический журнал, 2018, №2, с.34- 38.
4. Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. / Битянова М.Р. - М.: Изд-во Просвящение, 2019. с. 250
5. Бойко В.В. Психологическое содержание экзаменационной ситуации. / Бойко В.В. - М.: Изд-во МГУ, 2020. 201 с.
6. Божович Л. И. Развитие аффективно-потребностной сферы человека /Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. – М.: Просвещение, 2021. – 538 с.
7. Бурменская Г.В. Хрестоматия по детской психологии. От младенца до подростков. – М.: МПСИ, 2021. – 656 с.
8. Бурменская Г. В., Карабанова О. А., и др. Возрастно-психологическое консультирование детей и подростков /– М.: Академический Проект, 2018.
9. Вачков И. Тревожность, тревога, страх: различие понятий //Школьный психолог.- 2020. - № 8. - С. 9
10. Выготский Л.С. Учение об эмоциях. - Собр. соч.: В 6 т. - Т. 4. - М.: Педагогика, 2017.
11. Выготский Л.С. Собр. Соч.: В.6 т. – М.: Академия, 2017. – т. 5. – 369 с.
12. Вегнер А.Л. Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. / Вегнер А.Л. - М.: Изд-во Наука, 2021. 125 с.
13. Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации. / Вострокнутов Н.В. // Вопросы психологии. 2021. №4. с. 21-28
14. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2021. – 223 с.
15. Дубровина И.В. Особенности обучения и психического развития школьников. / Дубровина И.В. - М.: Изд-во Альфа-книга, 2020. 340 с.
16. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. / Дусавицкий А.К - М.: Изд-во Наука, 2021. 178 с.
17. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. / Захаров А.И. - СПб.: Изд-во Речь, 2018. 158 с.
18. Иванова Л.С. Психология развития. / Иванова Л.С. - СПб.: Изд-во Академия, 2018. 418 с.
Родители тревожных детей часто сами испытывают мышечное напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны и для них. В таких ситуациях можно сказать родителям: «Ваш ребенок часто бывает скованным, ему было бы полезно выполнять упражнения на расслабление мышц. Желательно, чтобы Вы выполняли упражнение вместе с ним, тогда он будет делать их правильно».
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
Понятием «тревожность» психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что тревожность основана на реакции страха, а страх является врожденной реакцией на определенные ситуации, связанные с сохранением целостности организма.
Авторы не делают различия между беспокойством и тревожностью. Тревога или беспокойство – это ожидание того, что может вызвать страх.