Изучение тревожности у дошкольников
Введение
В современном мире дети очень часто сталкиваются с такими проблемами как тревожность. Иследователи во всем мире берутся за изучение этой проблемы. Проводя анализ различных исследований можно рассмотреть и выделить разнообразные факторы проявления тревожности удетей, например врожденная тревожность (психодинамическая) и компонент социализации. Иными словами причины напряжённости скрываются не только в естественных, но и в социальных аспектах становления психики ребенка.
Учеными было подмечено, что тревожность обладает, как правило, выраженной спецификой, зависящей от возраста ребенка. Она (особенность) выявляется в ее формах, компенсации, содержании, истоках. В любом возрасте есть аспекты, всевозможные обьекты реальности, некие установленные сфере, которые могут вызывать увеличение выраженности беспокойства у большенства детей. И это не влияет от наличия истиной угрозы или раздражительности как непоколебимого положения. Как пример нельзя сказать, что весьма многие дети об
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретический анализ проблем иследования тревожности у детей дошкольного возраста……………………………………………………………….5
1.1 Понятие тревожность в психолого-педагогической литературе..……………5
1.2 Причины возникновиния тревожности у детей дошкольного возраста……...8
Глава 2 Иследование проявления тревожности удетей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………...13
2.1. Методы и методики исследования, авторы, требования, инструкция, условия проведения………………………………………………………………...13
2.2 Анализ результатов исследовани……………………………………………...15
Заключение………………………………………………………………………….19
Список использованной литературы……………………………………………...21
Приложение…………………………………………………………………………23
Список используемой литературы
1. Астапов, В.М. Тревожность у детей [Текст] / В.М. Астапов. – 2-е изд.СПБ : Питер, 2004. – 224 с.
2. Бердникова, А.П. Откуда берутся тревожные дети? Что делать с детской тревожностью? / [Текст] А.П. Бердникова. – М. : Просвещение, 2000.
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование) [Текст] / Л.И. Божович. – М. : Просвещение, 1968.
4. Бреслав, Г.В. Эмоциональная особенность формирования личности в детстве: норма и отклонение [Текст] / Г.В. Бреслав. – М : Педагогика, 1960.
5. Захаров, А.И. Как преодолеть страхи у детей [Текст] / А.И. Захаров. – М : Педагогика, 1986. – 120 с.
6. Костина, Л.П. Методы диагностики тревожности [Текст] / Л.П. Костина. – СПб : Питер, 2009. – 198 с.
7. Козлова, Е.В. Тревога – как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации [Текст] / Е.В. Козлова. – Ставрополь, 2014. – 198 с.
8. Макшанцева, Л.В. Тревожность и возможность её снижения у детей / Л.В. Макшанцева // Психологическая наука и образование. – 1988. – № №2. – С. 15
9. Немов, Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.1 Общие основы психологии / Р.С. Немов. – М : Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 688 с.
10. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психоаналитическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан. – М. : Воронеж, 2008. – 304с.
11. Лаврентьева, Т.В. Психолог в детском дошкольном учреждении. Методические рекомендации к практической деятельности / Т.В. Лаврентьева. – М : Новая школа, 1996.
12. Савина, Е. Тревожные дети / Е. Савина // Дошкольное воспитание. – 1996. – №4. – С. 11-14.
13. Суворова, В.В. Психофизиология стресса / В.В. Суворова. – М.: Педагогика, 2005. – 208 с
14. Стрик, О.О. Программа «Коррекция страхов и тревожности у детей»/ О.О. Стрик [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/210413. – Дата доступа: 2021.
15. Тэммл, Р. Тест тревожности /
«Тревога-это состояние повышенной тревоги, которое не всегда проявляется, и иногда в одних и тех же жизненных ситуациях человек остается спокойным. В свою очередь, если состояние тревоги повторяется часто, то речь уже идет о тревоге». [9]
«Другими словами, тревога - состояние некоторого волнения и она не постоянна, а тревожность - это устойчивое состояние повышенного беспокойства. Страх же будет, является реакцией на конкретную определенную опасность». [9]
«В некоторых исследованиях страх рассматривается как фундаментальная эмоция, а тревожность - как формирующееся на его основе, часто в комбинации с другими базовыми эмоциями, более сложное эмоциональное образование». [13]
1.2. Причины вoзникновения тревожности у детей дoшкольного возраста.
«Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в пов