Проявления школьной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время перед обществом стоит задача сохранения и укрепления психологического здоровья подрастающего поколения. В ситуации стремительного роста количества детей, переживающих эмоциональное неблагополучие, необходимость решения этой проблемы существенно возрастает. В противном случае, это может привести к ослаблению соматического здоровья ребёнка и развитию у него неврозов.
У обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) эмоциональная сфера имеет ряд специфических черт. Они зависят от этиологии, возраста ребёнка и от социальной среды, в которой он находится. Это говорит о необходимости всестороннего изучения особенностей проявления тревожности у детей младшего школьного возраста с ЗПР. Изучение природы тревожности и её влияния на когнитивное и личностное развитие младшего школьника с задержкой психического развития приобретает особую важность в связи с освоением нового для них вида деятельности и перехода в новую социальную среду.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ7
1.1. Понятия тревожности в психологических исследованиях7
1.2. Особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития13
1.3. Арт-терапия – как метод коррекции школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития19
Вывод по 1 главе23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ25
2.1. Организация методик исследования25
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента29
2.3. Программа коррекции тревожности у младших школьников с ЗПР с элементам арт-терапии.33
Вывод по 2 главе38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ42
ПРИЛОЖЕНИЕ 151
ПРИЛОЖЕНИЕ 275
ПРИЛОЖЕНИЕ 379
ПРИЛОЖЕНИЕ 482
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Авдулова, С. В. Возрастная динамика школьной тревожности / Т. П. Авдулова, С. В. Запышнюк, М. О. Майсурадзе. – Текст : непосредственный // Психология обучения. – 2014. – № 1. – С. 53-64.
Алексеева, Е. А. Программа курса "Арттерапия в специальной психологии и педагогике" для студентов факультета специальной психологии / Е. А. Алексеева. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика. –2011. – № 4. – С. 62-63.
Амасьянц, Р. А. Клиника интеллектуальных нарушений : учебник для студентов вузов / Р. А. Амасьянц, Э. А. Амасьянц. – Москва : Педагогическое общество России, 2009. – 320 с. – Библиогр.: с. 303-307. – Текст : непосредственный.
Аникина, Г. В. Сказкотерапия как один из методов коррекционно-развивающей работы с детьми / Г. В. Аникина // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Москва : ИД «1 сентября», 2001. – 112с.
Артемова, Т. А. Психологические и психофизиологические особенности высоко тревожных детей младшего школьного возраста / Т. А. Артемова, А. В. Ковалева. – Текст : непосредственный // Школа здоровья. – 1998. – Т. 5, № 3-4. – С. 148-159.
Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании : учеб. для студентов сред. проф. и высш. образования / Е. А. Медведева [и др.]. – Москва : Академия, 2001. – 247 с. – Текст : непосредственный.
Астапов, В. М. Тревожные расстройства у детей. Классификация тревожных расстройств / В. М. Астапов. – Текст : непосредственный // Прикладная психология и психоанализ. – 2002. – № 2. – С. 32-43.
Астапов, В. М. Эмоциональные нарушения в детском и подростковом возрасте. Тревожные расстройства : учеб. пособие для вузов / В. М. Астапов, Е. Е. Малкова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2021. – 273 с. – URL: https://urait.ru/bcode/474469 (дата обращения: 21.06.2021). – Режим доступа: по подписке ШГПУ. – Текст : электронный.
Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития : учеб. пособие для студентов вузов / Л
Такой подход позволяет ребенку через образы, часто минуя сознание, рассказать о том, что его беспокоит, что он чувствует или пережил.
Вывод по 1 главеПодводя итог, описанию феномена тревожности, необходимо отметить следующее. Тревожность — это переживание эмоционального дискомфорта, который связан с ожиданием какого-либо неблагополучия или с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние (возникающее в результате определенных обстоятельств) и как устойчивое свойство личности (тревожный тип личности, который проявляется при любых условиях). Личность с повышенным уровнем тревожности склонна воспринимать угрозу своей самооценке. Как правило, если у нее формируется неадекватно заниженная самооценка, а типичным проявлением заниженной самооценки является тревожность, выражающаяся в склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, в том числе в таких, объективные характерист