Разработка программы адаптивной физической культуры для детей с нарушением интеллекта в условиях образовательного учреждения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определяется тем, что из всех нарушений здоровья человека умственная отсталость является самой распространенной. В мире насчитывается более 300 млн человек с умственной отсталостью.
Умственная отсталость не болезнь, а состояние психического недоразвития, характеризующееся многообразными признаками как в клинической картине, так и в комплексном проявлении физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных качеств. Адаптивная физическая культура для детей с умственной отсталостью – это не только одно из средств устранения недостатков в двигательной сфере, но и полноценное физическое развитие, укрепление здоровья, адаптация в социуме. Степень адаптации находится в прямой зависимости от клинико-психопатологического состояния детей, поэтому специалисту адаптивной физической культуры для продуктивной деятельности необходимо знать характерные проявления основного дефекта, особенности физического, психического, личностного развития детей данной катего
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические основы моделирования уроков физической культуры для детей с интеллектуальными нарушениями 6
1.1. Психолого-педагогические показатели детей с нарушением интеллекта 6
1.2. Специфика развития на территории России адаптивного физического воспитания для детей с нарушением интеллекта 15
1.3. Особенности физического развития детей с нарушениями интеллекта 22
2. Организация опытно-экспериментальной работы по апробации адаптивной физической культуры для детей с нарушением интеллекта в условиях образовательного учреждения 36
2.1 Организация и методы исследования 36
2.2 Описание выборки исследования 41
3. Эмпирическое обоснование программы упражнений по адаптивной физической культуре для детей с нарушением интеллекта в условиях образовательного учреждения 47
3.1 Программа упражнений по адаптивной физической культуре для детей с нарушением интеллекта в условиях образовательного учреждения 47
3.2 Результаты опытно-экспериментальной работы 57
3.3 Методические рекомендации для преподавателей физической культуры для организации занятий с детьми с нарушением интеллекта 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Артамонова Л.Л., Панфилов О.П., Борисова В.В. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура: учеб. пособие. М.: Вла-дос, 2014. 389 с.
2. Барабаш, О.А. Контроль качества образования по физической культуре в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида: учебное пособие / О.А. Барабаш; под общ. ред. С.П. Евсеева; С.- Петербург. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. –Санкт-Петербург: [б. и.], 2007. 172 с.
3. Бегидова Т.П. Основы адаптивной физической культуры: учеб. пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М. : Изд-во «Юрайт», 2018. 188 с.
4. Болотова А. К. Прикладная психология. Основы консультативной психологии. Учебник и практикум. — М.: Юрайт. 2019. 340 с.
5. Дворкин Л.С. Формирование двигательной активности школьников младших классов с нарушениями интеллекта как эффективное средство повышения их физической подготовленности. [Текст]/ Л.С Дворкин, Я.А. Никитина //Культура физическая и здоровье. - №2, 2018 .- С.26-28.
6. Дворкина Н.И. Возрастная динамика морфологической зрелости школьников 7-16 лет, занимающихся различными видами двигательной активности [Текст] / Н.И. Дворкина, Л.С. Дворкин, А.И. Попов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017. - № 3. - С. 5-8.
7. Дмитриев А. А. Исследования влияния дозированных физических нагрузок на организм учащихся вспомогательных школ // Дефектология. 1981. № 5. С. 46–50. 2.
8. Дмитриев А. А. Организация двигательной активности умственно отсталых детей : пособие для учителей и воспитателей школ. М. : Советский спорт, 1991.
9. Дмитриев А. А. Физическая культура в специальном образовании : учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2002. 176 с.
10. Дыба Д.П. Особенности развития творческих способностей у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости в процессе изобразительной деятельности // Вестник науки. 2020. №12 (33).
11. Евсеев СП. Теория и организация адаптивной физической культуры [Текст] / СП. Евсеев. - М.: Спорт, 2016. - 448 с..
12. Коваль В.А., Абдулганиев М.Р. Проблемы обучения детей с умственной отсталостью // Инновационная наука. 2021. №7.
13. Коррекция и развитие. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. Вып. 1. СПб. : Образование, 1996.
14. Кошкин
Программа по физической культуре является частью «Программы оказания индивидуальной коррекционной помощи детям с тяжелыми сложными дефектами», составленной сотрудниками Реабилитационного комплекса для учащихся с ДЦП. [39] Также программа по физическогому воспитанию входит курс серьезного интеллектуального пособия, посвященного воспитанию детей с недоразвитыми интеллектуальными способностями. Информация также включена в программу школы, из пособия, разработанного сотрудниками Псковского центра медицинского образования. Программа, разработанная под руководством Л. М. Шипицыной, включает такие курсы, как плавание. Программа для дошкольников включает курс по развитию моторики, а в пособие «Физкультура и спорт», изданное БелАПДИ, включен курс по вопросам физического воспитания детей с ограниченными возможностями. [11]
Опубликована программа «Маленькие ступеньки», которая обучает общей и мелкой моторике для работы с детьми с синдромом Дауна. Разработана программа курса «Лечебная (адаптивная) физическая культура» для Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации V-IX классов Республики Беларусь. По этой причине вопрос психолого-педагогического сопровождения лиц с умеренной и прогрессирующей умственной отсталостью мало изучен и является дискуссионным. При организации обучения таких детей наблюдается несоответствие между трудностями современной практики и требованиями существующего учебно-программного и методического обеспечения этого процесса.
Умеренная и тяжелая умственная отсталость, и особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями, включая подготовку по профессиональным квалификациям педагога для точного понимания и объективного решения, изменения в организации учебного процесса. Для создания «условий» требуются усилия. Необходимо приобрести и обновить литературу, разработать новые методики и технологии специального образования, создать систему, обеспечивающую дополнительное образование учителей