Формирование у детей младшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современном дошкольном образовании развитие эмоциональной отзывчивости детей – обеспечение их эмоционального благополучия, развитие эмоционального интеллекта, способности сопереживать неудачам и радоваться успехам других, умения адекватно проявлять собственные чувства – рассматривается как приоритетное направление профессиональной деятельности педагога дошкольной образовательной организации. Однако необходимость педагогического участия взрослого в развитии эмоций и чувств ребенка продиктована не только требованиями к структуре, условиям реализации и результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) [1].
В процессе развития ребёнка в эмоциональной отзывчивости происходят изменения. Взгляды на мир меняются, а так же отношения с окружающими. Ребёнок уже способен осознавать и контролировать свои эмоции. Но эмо
СОДЕРЖАНИЕ
Введение3
Глава 1. Теоретические основы формирования эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста7
1.1. Анализ литературы по проблеме формирования эмоциональной7
отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста7
1.2. Особенности формирования эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста15
1.3. Специфика применение цифровых ресурсов для формирования20
эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста20
Вывод по 1 главе24
Глава 2. Экспериментальное исследование процесса формирования эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста26
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня формирования эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста26
2.2. Программа формирования эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста37
2.3. Проверка эффективности работы по формированию эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста44
Выводы по 2 главе51
Заключение53
Список литературы55
Приложение 159
Приложение 260
Приложение 362
Приложение 464
Приложение 567
Приложение 682
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования smol.chudoforum.ru: территория специалистов и заботливых родителей. – Смоленск: РГ, 2010. URL: smol.chudoforum.ru. (дата обращения 12.10.2021). – Текст: электронный.
Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1967.– Текст: непосредственный.
Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста / А. Г. Гогоберидзе. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 320 с. – Текст: непосредственный.
Выготский, Л. С. Проблема возраста [Текст] / Л. С. Выготский. Собр. соч. в 6 т. Т. 4. – М.: Педагогика, 1984. – 304 с.
Изотова, Е. И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика [Текст] / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова – М. : Академия, 2014. – 288 с.
Курносова, С. А. К вопросу о воспитании у дошкольников эмоциональной отзывчивости [Текст] / С. А. Курносова // Начальная школа. – 2008. – № 4. – С. 13-15.
Щетинина, А. М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте: [Текст]: учебное пособие / А. М. Щетинина – Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. – 212 с.
Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М. И. Лисина. – М. : Педагогика, 1986 – 136 с.
Ольшанникова, А. Е. Эмоции и воспитание [Текст] /А. Е. Ольшанникова. - М. : Спутник, 2013. – 154 с.
Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей дошкольного возраста [Текст] / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. - М. : Академия, 2014. – 180 с.
Агафонова, И. Н. Развитие эмоциональной сферы дошкольника. [Текст]: учебно-методическое пособие / И. Н. Агафонова. СПб. : АППО, 2006. – 82 с.
Запорожец, А. В. Эмоциональное развитие дошкольника. [Текст]: пособие для воспитателей дет.сада / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева и др.; под ред. А.Д. Кошелевой - М. : Просвещение, 1985. – 176 с.
Белкина, В. Н.
Диагностическое исследование было проведено с целью апробации плана занятий развитию идентификации процесса опознания эмоций (восприятие и понимание эмоциональных состояний) у детей младшего дошкольного возраста и включала три этапа.
Подготовительный этап выполнен с целью: выявить исходный уровень сформированности идентификации процесса опознания эмоций (восприятие и понимание эмоциональных состояний) у детей младшего дошкольного возраста. На формирующем этапе на основе данных полученных на подготовительном этапе и исходя из условий ДОО, спроектирована и проведена работа, по обучению детей младшего дошкольного возраста опознания эмоций (восприятие и понимание эмоциональных состояний). На итоговом этапе определялся уровень сформированности эмоциональной отзывчивости дошкольников после проведения формирующего этапа работы.
Экспериментальная работа проводилась на базе дошкольной организации МБДОУ – детский сад № 177 г. Казани Республики Татарстан. Исследования проводил