Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей в период адаптации ребенка раннего возраста к условиям детского сада.
ВВЕДЕНИЕ
Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания.
Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.
Актуальность исследования. На сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению очень актуальна. В последние годы наметилась тенденция к увеличению числа детей, поступающих в дошкольные образовательные организации в раннем возрасте. Поступление ребенка в дошкольную образовательную организацию – сложный период в жизни ребенка раннего возраста. Адаптация ребенка к новым для него условиям является тяжелым и болезненным процессом, сопровождающимся рядом негативных сдвигов в детском организме, затраги
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1. Теоретические основы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей в период адаптации ребенка раннего возраста к условиям детского сада……………………………………………………………………..………9
1.1. Понятие и сущность адаптации детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации …………………………………………………..…. 9
1.2. Взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с родителями: понятие и сущность процесса …………….………………………….18
1.3. Содержание взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей в период адаптации ребенка раннего возраста к условиям детского сада ………………...............................................................................................................25
Выводы по главе 1………………………………………………………….…….…36
ГЛАВА 2. результаты практического ИССЛЕДОВАНИя взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей в период адаптации ребенка раннего возраста к условиям детского сада в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Ямашурминский детский сад «Йолдыз» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»………………38
2.1. Результаты проведенного исследования взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей в период адаптации ребенка раннего возраста к условиям детского сада ………………………………..………….....…38
2.2.Анализ исследования в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Ямашурминский детский сад «Йолдыз» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»…….……..….46
2.3 Методические рекомендации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей в период адаптации ребенка раннего возраста к условиям детского сада …………………………………………………………………………54
Выводы по главе 2……………………………………………………………............58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………...61
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 196 с.
2. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. 464 с.
3. Асмолов А. Г. Ребенок в культуре взрослых / А. Г. Асмолов, Н. А. Пастернак. — М.: Юрайт, 2019. — 150 с.
4. Ахмедова Я. Я. Особенности речевой активности в период адаптации. URL:http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/89-preschool/8529-%20osobennosti-rechevoj-aktivnosti-v-period-adaptatsii.html (дата обращения 21.03.2022).
5. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. — М.: Юрайт, 2020. — 171 с.
6. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: практическое пособие. Воронеж: Учитель, 2006. 236 с.
7. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020. — 219 с.
8. Болотина Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 218 с.
9. Бочарова Н. И. Педагогика досуга. Организация досуга детей в семье учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. И. Бочарова, О. Г. Тихонова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 218 с.
10. Ваймер Е. В. Основы взаимодействия ДОО и семьи в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. 2016. №11. С. 1430-1432.
11. Васильева Е. А. Работа с родителями в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению. URL: https://infourok.ru/material.html?mid=180693 (дата обращения 21.03.2022).
12. Веракса Н.Е. От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – 6-е изд., доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. – 368с.
13. Вершинина Л. В. Особенности адаптации детей раннего возраста к ДОУ // Детский сад от А до Я. 2009. № 2. С. 31-35.
14. Взаимодействие ДОУ и родителей как одно из условий реализации ФГОС.[Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2018/12/26/statya-vzaimodeystvie-semi-i-dou-v-usloviyah-fgos (дата обращения 21.03.2022).
15. Власова Н. Н. Нетрадиционные методы работы с родителями. URL: https://infourok.ru/netradicionnie-metodi-raboti-s-roditelyami-987701.html (дата обращения 21.03.2022).
16. Ворошнина Л. В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1. Младшая и средняя группы: практ. пособие для академического бакалавриата / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 396 с.
17. Ворошнина Л. В. Теория и методика развития речи у детей в 2 ч. Часть 2. Старшая и подготовительная группы доу: практ. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2019. — 302 с
18. Выговская Н. Б. Взаимодействие ДОУ и родителей как одно из условий реализации комплексной программы модернизации образования. URL: http://festival.1september.ru/articles/598677 (дата обращения 25.02.2022).
19. Выготский Л. С. Антология гуманной педагогики. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. 222 с.
Таким образом, содержание организации взаимодействия педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации включает в себя разнообразные формы – как традиционные, так и нетрадиционные: практикумы-семинары, круглые столы, деловые игры, игровые тренинги, родительские клубы. Анализ психолого-педагогических исследований позволяет предположить, что успешная адаптация детей раннего возраста к новым условиям будет зависеть от правильно выстроенного взаимодействия, осознания общих целей, стремления к взаимопониманию, что обуславливает изучение влияния организации взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации как предмета исследования.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
Адаптация – сложный процесс приспособления организма, кот