Совершенствование организации финансового контроля подведомственных организаций федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний момент развитие государственного финансового контроля (ГФК) зависит и даже предопределяется необходимостью повышения эффективности государственного управления и финансового менеджмента, стоящими перед государством задачами реформирования данного сектора, включая бюджетный процесс и систему управления государственными и муниципальными финансами в целом. Запрос на изменения прослеживается в тенденциях на централизацию и цифровизацию бюджетного учета, отчетности и контроля, обеспечивающих прозрачность и простоту осуществления бюджетного учета и контроля. В этой связи тема данного исследования является актуальной.
Актуальность темы исследования государственного финансового контроля является несомненной, поскольку в период укрепления государственности в России стало очевидным, что эффективный и действенный контроль является необходимым условием существования сильного государства. Контрольная функция государства в финансовой сфере - это не только предупреждение,
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ. 7
1.1. Понятие государственного финансового контроля и его основные виды 7
1.2. Организация государственного финансового контроля федеральных органов исполнительной власти в РФ 14
1.3. Зарубежный опыт организации государственного финансового контроля. 22
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫМ БУХГАЛТЕРСКИМ УФК 31
2.1. Характеристика деятельности Межрегионального бухгалтерского УФК. 31
2.2. Методология и организация государственного финансового контроля в Межрегиональном бухгалтерском управлении Федерального казначейства 40
2.3. Анализ и контроль деятельности подведомственных организаций федеральных органов исполнительной власти РФ 47
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В МЕЖРЕГИОНАЛЬНОМ БУХГАЛТЕРСКОМ УФК 56
3.1. Предложения по повышению качества проведения контрольных мероприятий форм бюджетной отчетности 56
3.2. Предложения по оптимизации времени и эффективности проверки бюджетной отчетности 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
I. Источники
Опубликованные
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Российская газета. 2020. 4 июля. №144 (8198).
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ: [принят Гос. Думой 17 июл. 1998 г.: одобрен Сов.фед. 17 июл. 1998 г.] (ред. от 24.09.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. СТ.3823.
3. Федеральный закон от 07.02.2011 г. N 6-ФЗ (ред. от 30.07.2021) "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011 г. N 7. СТ. 903.
4. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002 г. N 28. СТ. 2790.
5. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 01.01.2022) "О бухгалтерском учете" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011 г. N 50. СТ. 7344.
6. Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. 01.07.2021) "О Счетной палате Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013 г. N 14. СТ. 1649.
7. Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ (ред. от 13.10.2022) "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020 г. N 31 (часть I). СТ. 5007.
8. Федеральный закон от 06.12.2021 № 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021 г. N 50 (часть I, II, III). СТ. 8397.
9. Указ Президента РФ от 2 февраля 2016 г. N 41 (ред. от 15.05.2018) "О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016 г. N 6. СТ. 831.
10. Указ Президента РФ от 13.06.2012 N 808 (ред. от 23.08.2022) "Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу" (вместе с "Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу") // Российская газета. 2014 г. N 275.
11. Постановление Правительства РФ от 23.04.2021 N 636 (ред. от 15.09.2022) "Об утверждении Положения о Федеральной таможенной службе, внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021 г. N 18. Ст. 3146.
12. Постановление
Органы Федеральной службы по финансовому мониторингу ведут учет организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, формируют перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности.
Федеральная таможенная служба – орган исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой. Как орган финансового контроля Федеральная таможенная служба контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, а также осуществляет валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Важнейшее место в системе финансового контроля занимает Правительство Российской Федерации. В пределах своих полномочий Правительство Российской Федерации контролирует составление и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет систематический контроль за исполнением законов Российской Федерации и иных актов, регулирующих финансовые отношения, другими