Психолого-педагогические условия формирования эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Скачать магистерскую диссертацию, в которой изучен уровень сформированности чувства эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Разработана и реализована программа по формированию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития; выявлена ее эффективность.
Author image
Denis
Тип
Магистерская диссертация
Дата загрузки
16.04.2024
Объем файла
861 Кб
Количество страниц
91
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
4000 руб.
5000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
А ктуальность исследования. В современное время бурного развития инфорационных технологий педагоги и родители озадачены тем, что все больше детей, особенно с ограниченными возможностями здоровья, оказываются замкнутыми в своем пространстве, поэтому испытывают недостаток общения со своими сверстниками, к поддержанию с ними дружеских взаимоотношений, основанных на гуманизме и сопереживании.
В группу детей с ограниченными возможностями здоровья в том числе относятся дети с задержкой психического развития, которые в силу своих психоэмоциональных особенностей, часто бывают чрезмерно импульсивными и агрессивными, им бывает трудно установить со сверстниками хорошие дружеские отношения, на фоне снижения у этих дошкольников гуманного отношения к окружающим, они оказываются не способными к сопереживанию, к восприятию психологического состояния сверстника и оказанию ему необходимой поддержки, изменению своего поведения в зависимости от ситуации.
Эмпатию дети с задержкой психич

СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
1Теоретические основы изучения психолого-педагогических условий формирования эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития……………………………………………………………9
1.1 Психологические составляющие эмпатии в трудах отечественных и зарубежных исследователей и её значение в развитии личности…………………………………………………………………………...9
1.2 Характеристика эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития……………………………………………...15
1.3 Психолого-педагогические условия формирования эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития………22
1.4 Теоретико-методологические аспекты организации исследования эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития ………………………………………………………………………….28
Выводы по главе 1……………………………………………………………….37
2 Экспериментальные методы работы по формированию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития………40
2.1 Диагностика и анализ уровня сформированности эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития………40
2.2 Педагогический эксперимент по формированию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития………48
2.3 Эффективность экспериментальной работы по формированию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития…………………………………………………………………………..57
Выводы по главе 2…………………………………………………………….....67
Заключение……………………………………………………………………….69
Список использованных источников…………………………………………...72
Приложения……………………………………………………………………...79

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношения ребенка в детской субкультуре / В.В. Абраменкова. – Воронеж.: МОДЭК, 2016. – 416 с. 

2. Абрамова Г.С Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов. 4-е изд./ Г.С. Абрамова. - М., Академия, 2019. – 672 с. 

3. Андреева Г.М. Социальная психология: учебное пособие для студентов вузов / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2016. – 384 с. 

4. Безрукова В.С. Педагогика. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (третьего поколения) / В.С. Безрукова. - М.: Феникс, 2016. – 384 с. 

5. Белинская Е.П. Социальная психология личности / О.А. Белинская. - М.: Аспект Пресс, 2017. – 301 с. 

6. Белопольская Н.Л. Исследования зоны ближайшего эмоционального развития у детей с задержкой психического /Н.Л. Белопольская // Дефектология. - 2015. -  №2.  - С.36-43.

7. Бенилова С.Ю. Система коррекции эмоционально-поведенческих нарушений у детей с проблемами развития / С.Ю. Бенилова // Школа здоровья.  - 2017. - №3. - С.37-47.

8. Большунова Л.Н. Влияние музыкальных средств на развитие эмпатии личности: автореферат / Л.Н. Большунова. - Новосибирск, 2017. – 24 с. 

9. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Г.М. Бреслав. - М.: Педагогика, 2017. – 186 с.

10. Буре Р.С. Когда обучение воспитывает / Р. С. Буре. – СПб.: Питер, 2018. – 440 с. 

11. Былкина Н.Д. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе. Вопросы психологии. 5-е изд. / Н.Д. Былкина, Д.В. Люсин. - М.: Педагогика, 2016. – 48 с.

12. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2016. – 224 с.

13. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств / Т.П. Гаврилова. - М.: Знание, 2019. –125 с. 

14. Гаврилова Т.П. Сопереживание и сочувствие / Т.П. Гаврилова // Дошкол

Кроме этого, с помощью разнообразных приемов: проблемных ситуаций, использования художественного слова, дети учатся анализировать поступки героев, давать им нравственную оценку, высказывать свою точку зрения, аргументировать и делать выводы как правильно вести себя в той или иной ситуации. Дети учатся доброжелательным формам общения в различных играх.
Например, в игре «Угадай настроение», детям предоставляется возможность рассмотреть изображенные эмоции на пиктограммах, затем разделившись на пары, один из дошкольников должен был изобразить эмоцию своему партнеру по игре, а тот в свою очередь должен был найти нужную пиктограмму [63]. В данной игре дети учатся распознавать базовые эмоции своих сверстников, поскольку даже базовые эмоции дошкольники с задержкой психического развития распознают с трудом.
В друг