Влияние занятий оздоровительным плаванием на физическое развитие и функциональное состояние дошкольника
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В настоящее время отмечается снижение уровня здоровья детей, в том числе дошкольного возраста, отмечается увеличение их заболеваемости в течение последних 15 лет на 2%, что требует поиска новых путей решения. Разработанные в последние 10 лет документы, такие как Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Примерная программа воспитания для дошкольных образовательных организаций, принятые с целью повышения качества образования, на практике только увеличили объем учебно-воспитательных нагрузок и снизили двигательную активность ребенка. В то время, как основными критериями качества дошкольного образования являются его здоровье сберегающая и здоровье укрепляющая ориентация, так как фундамент здоровья человека закладывается в дошкольном возрасте [1, 3, 27, 49].
Кроме того, тотальная компьютеризация и информационная перенасыщенность требует много энергии на ее усвоение, нарушает привычные механизмы выработки энергии, которые
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ НА ФИЗИЧЕСКОЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста 7
1.2. Состояние функциональных систем детей дошкольного возраста 10
1.3. Занятия плаванием как эффективное средство развития и оздоровления детей 14
1.4. Характеристика методик организации и проведения занятий оздоровительным плаванием с дошкольниками 17
ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 21
2.1. Цель и задачи исследования 21
2.2. Методы исследования 21
2.3. Организация исследования 26
ГЛАВА III. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ ПЛАВАНИЕМ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
3.1. Исходный уровень физического развития и функционального состояния детей дошкольного возраста занимающихся оздоровительным плаванием 28
3.2. Условия проведения занятий оздоровительным плаванием 30
3.3. Динамика показателей физического развития и функционального состояния детей дошкольного возраста в процессе занятий плаванием 32
ВЫВОДЫ 39
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Примеры игр в воде 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Индивидуальные антропометрические показатели дошкольников в процессе педагогического эксперимента 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Индивидуальные показатели физических качеств у обследованных дошкольников за период педагогического эксперимента 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Индивидуальные показатели ЧСС и АД дошкольников занимающихся плаванием за весь период педагогического эксперимента 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Индивидуальные показатели функционального состояния у обследованных дошкольников за период педагогического эксперимента 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Основные показатели физического развития детей 5-7 лет 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Функциональные показатели детей разного возраста 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Аршавский, И. А. Ваш малыш может не болеть. - М.: Советский спорт, 1990. - С. 30. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.koob.ru/arshavsky/vash_malish_mozhet_ne_bolet (дата обращения 5.11.2022 г.).
Бальсевич, В.К. Здоровьеформирующая функция образования в Российской Федерации / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Образовательная. - 2007. - № 6. - С. 4.
3.Бальсевич, В.К. Спортивно-ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 5. - С. 19.
Баранов, В.А. Плавание. Начальное обучение с видеокурсом / В.А. Баранов, Н.Л. Петрова. – М.: Человек, 2014. – 148 с.
5.Булгакова, Н.Ж. Теория и методика избранного вида спорта: водные виды спорта: учебник для академического бакалавриата / Н. Ж. Булгакова. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 304 с.
Бурда, С. А. Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста / С. А. Бурда, Н. Н. Кривунец // Молодой ученый. - 2018. - № 46.2 (232.2). - С. 17-22. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/232/54074/ (дата обращения: 05.11.2022).
7.Волков, Н.И. Дыхание и мышечная активность человека в спорте: руководство для изучающих физиологию человека / Н.И. Волков, И.С. Бреслав, Р.В. Тамбовцева. – М.: Советский спорт, 2013. – 336 с.
8.Волнистова, Н.В. Гидрореабилитация - оздоровительный этап спортивного плавания: возможности, эффективность / Н.В. Волнистова, Л.И. Сюткина // Симбирский научный вестник. -2016. -№4(26). - С.131-141.
9.Гаврилова, И.Ю. Плавание - средство коррекции и профилактики нарушения осанки у дошкольников / И.Ю. Гаврилова, Г.Н. Паршина // Новое слово в науке: перспективы развития. - 2015. - № 3. - С. 74-76.
Гаврилова, И.Ю. Плавание как метод закаливания дошкольников / И.Ю. Гаврилова, Г.Н. Паршина, Л.С. Шунаева // Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Сборник материалов IV Международной научно-практической конферен
Ряд родителей дополнительно водят ребенка в бассейн для занятий плаванием в тренировочном режиме. Спортивное плавание более интенсивно способствует развитию функциональных систем и повышению физической работоспособности.
Систематически занятия в воде при температуре 24 градуса оказывают на детей дошкольного возраста закаливающий эффект, формируя иммунитет к простудным и инфекционным заболеваниям [10, 23]. Происходит адаптация организма к пониженной температуре.
Таким образом, регулярное выполнение физических упражнений в воде гармонично развивает опорно-двигательный аппарат, функциональные системы, улучшает физическую подготовленность, способствует закаливанию. В процессе занятий оздоровительным плаванием 3 раза в неделю у детей дошкольного возраста гармонично развиваются физические качества: коорд