Коррекция нарушений нейромоторного развития в целях подготовки детей с задержкой психического развития к обучению в школе
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования: На данный момент остается актуальным вопрос о формировании школьной готовности детей. Нейромоторная незрелость предполагает пропуск или задержку на какой-либо из стадий раннего развития. В течение первого года жизни практически у каждого ребенка в норме при рождении выявляется активность определенных примитивных рефлексов или рефлексов выживания, которые контролируются и подавляются высшими центрами мозга.
На незрелость нейромоторной деятельности указывают расхождения в паттернах моторного контроля и возрастных характеристиках. Их состояние является показателем функциональной зрелости ЦНС (центральной нервной системы). Примитивные рефлексы представляют собой группу рефлексов, которые развиваются внутриутробно и должны быть полностью сформированы при рождении. Это ранние маркеры развития нервной системы. Они постепенно исчезают в процессе созревания центральной нервной системы. Это переводится в более зрелый паттерн.
Многочисленные исследования
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ НЕЙРОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 15
1.1. Понятие нейромоторной незрелости 15
1.2. Значимость нейромоторной зрелости для обучения 23
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩЕЕ ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ НЕЙРОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1. Организация исследования и характеристика выборки 29
2.2. Методы эмпирического исследования 30
2.3. Результаты констатирующего этапа исследования и их анализ 37
Выводы по 2 главе 48
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИЯ УРОВНЯ НЕЙРОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 49
3.1. Организационно-методическое обеспечение исследования 49
3.2 Результаты и анализ полученных данных 56
Выводы по 3 главе 64
Заключение 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
Приложение 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баданина Л.П. Влияние мелкой моторики на речевое развитие детей [Текст] / Л.П. Баданина, Л.А. Кожевникова // Актуальные социально-экономические гуманитарные правовые проблемы и перспективы развития регионов. – 2012. – С. 6.
2. Безруких М.М., Теребова Н.Н. Особенности развития зрительного восприятия у детей 5-7 лет // Физиология человека. – 2009. – Т. 35, № 6. – С. 37-42.
3. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Программа дошкольного образования «Ступеньки к школе» /М.М.Безруких, Т.А.Филиппова.- М.: Издательство АСТ: Астрель, 2016.- 78 с
4. Безруких М.М., Функциональное развитие мозга. Познавательная деятельность и обучение в предшкольном и младшем школьном возрасте // Альманах «Новые исследования». 2009. №2. С. 8.
5. Безруких М.М., Морозова Л.В., Теребова Н.Н. Зрительное восприятие как интегральная характеристика психофизиологического развития детей 6–7 лет // Физиология человека. – 2009. – Т. 35, № 2. – С. 132-135
6. Безруких М.М., Хрянин А.В. Психофизиологические
и нейрофизиологические особенности организации зрительно-пространственной деятельности у праворуких и леворуких детей 6-7 лет // Физиология человека. – 2000. – Т. 26, № 1. – С. 14-20.
7. Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях
по изобразительному искусству [Текст] / М.М. Безруких; М.: Просвещение, 2001. – 196 с.
8. Бердникович, Е. С. Дифференцированный подход к восстановлению речи у больных с афазией в остром и раннем периодах инсульта: диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.03 / Бердникович Елена Семеновна; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова]. - Москва, 2013. - 160 с.
9. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности [Текст] / Н.А. Бернштейн; М.: Медицина, 1966. – 349 с.
10. Визель, Т. Г. Прикладная нейролингвистика : монография / Т.Г. Визель. - Москва: Московский ин-т психоанализа, 2020. – 337 с.
11. Власова Т.А. о детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. М.: Просвещение, 1973. 175 с.
12. Киселева И.А. Психофизиология моторно-двигательного акта [Текст] // Проблемы педагогики. – 2017. – № 8(31). – С. 1-3.
13. Калмыкова, З. И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога / З. И. Калмыкова. – М.: Дрофа, 2004. – 200 с.
14. Каминская Н.Н. Психофизиология детей 6–7 лет и создание адаптивной образовательной среды [Текст]: методическое пособие для учителей начальных классов, педагогов-психологов образовательных учреждений, родителей / под ред. Т.А. Крыловой. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2005. – 108 с.
15. Карпов С.М. Нейрофизиологические аспекты детской черепно-мозговой травмы.- Ставрополь: Изд-во СтГМА, 2010.- 184 с.
16. Картер, Рита Как работает мозг / Рита Картер. - М.: АСТ, Corpus, 2014. - 224 c.
17. Колганова
Если предмет не умещается в руке, переходят к двуручному ощупыванию - осязанию: одной рукой его держат, фиксируют, а другой (ведущей) - исследуют. Рука познает, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления [7, с. 277]. Формирование навыков осязания и мелкой моторики происходит в различных видах предметно-практической деятельности. Например, во время уроков технологии особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, закрепляются навыки осязательного обследования, особенно в процессе лепки с натуры. Также очень полезны для развития пальцев рук такие виды деятельности, как аппликационная лепка, рисование, составление аппликаций, работа с ножницами, конструирование из мелких деталей, мозаика, работа со штампами. Как отмечает Климанова Л. Ф., для развития паль