Повышение финансовой конкурентоспособности предприятия
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в том, что в современных условиях, предприятие, в ведении финансово-экономической деятельности, определяет, какую продукцию, где, когда, какого качества производить, кому, на каких условиях и по какой цене ее продавать. В связи с этим наиболее важной характеристикой продукции и услуг предприятий становится их финансовая конкурентоспособность.
Безусловно, конкурентоспособность в экономике является основным фактором коммерческого успеха предприятия. Однако финансовая конкурентоспособность была и остается предметом обсуждений, споров и исследований многих авторов. Поскольку актуальность вопросов, связанных с вышеуказанной категорией, с развитием рыночных отношений, особенно в условиях цифровизации, не только не снижается, но, напротив, лишь еще возрастает, целесообразность конкретизации понятия финансовой конкурентоспособности не вызывает никаких сомнений. Одной из главных проблем при формировании единого подхода к пониманию финансовой
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы повышения финансовой конкурентоспособности предприятий в новой цифровой среде 8
1.1 Сущность и значение финансовой конкурентоспособности предприятия 8
1.2 Факторы, влияющие на финансовую конкурентоспособность предприятий с учетом изменившейся цифровой среды 14
1.3 Методы оценки финансовой конкурентоспособности отрасли в современных условиях 21
2 Анализ деятельности и оценка финансовой конкурентоспособности предприятий в нефтегазовой отрасли 30
2.1 Организационно-экономическая характеристика и структура ПАО «НК Роснефть» и компаний-конкурентов 30
2.2 Сравнительный анализ финансово экономического состояния предприятий нефтегазовой отрасли 42
2.3 Оценка финансовой конкурентоспособности в нефтегазовой отрасли 76
3 Современные пути повышения финансовой конкурентоспособности предприятия 89
3.1 Обоснование направлений повышения финансовой конкурентоспособности ПАО «НК «Роснефть» 89
3.2 Оценка рисков финансово-экономической эффективности проекта по повышению финансовой конкурентоспособности в ПАО «НК «Роснефть» 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 107
ПРИЛОЖЕНИЯ 113
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андрич О.А. Повышение конкурентоспособности предприятия на основе управления качеством в условиях цифровизации // Вестник Луганского государственного университета имени Владимира Даля. – 2022. – № 1 (55). – С. 9-11.
2. Бабанов А.Б., Шаваев Р.Х. Современное понимание и значение конкурентоспособности предприятия // Молодой ученый. – 2022. – № 1 (396). – С. 75-79.
3. Брутман А.Б. Категория конкурентоспособности как обобщение понятия экономического потенциала предприятия // БИ. – 2018. – № 2 (481). – С. 127-134.
4. Васильев Д.С., Кирилушкина И.А. Теоретические подходы к исследованию конкурентных преимуществ предприятий нефтегазовой сферы // В сборнике: Человеческий, производственный и сервисный потенциал экономики: глобальные тренды и локальные практики. Материалы всероссийской научно-практической конференции. – Саратов, 2021. – С. 53-58.
5. Габдуллина Г.К., Вячина И.Н., Майорова О.А. Факторы обеспечения конкурентоспособности нефтеперерабатывающих предприятий // Журнал прикладных исследований. – 2022. – № 5-2. – С. 146-154.
6. Глухова Е.А., Яньшина А.А. Новые факторы конкурентоспособности компаний в эпоху цифровизации // Вопросы продуктивного взаимодействия в процессе обмена знаниями: сборник научных трудов. – Казань: ООО «СитИвент», 2021. – С. 53–60.
7. Гусев Д.А. Исследование подходов к пониманию конкурентоспособности организации // В сборнике: Экономика и управление глазами юных исследователей. Материалы национальной научно-практической конференции. – Краснодар, 2022. – С. 63-67.
8. Дрынова И.А. Экономическая сущность и содержание понятия финансового потенциала предприятия // В сборнике: Научное сообщество XXI века. Сборник научных трудов по материалам VIII Международной научно-практической конференции. – Анапа, 2020. – С. 23-26.
9. Евсеев С.Ю. Уточнение понятия «конкурентоспособность» по отношению к разноуровневым экономическим субъектам // Известия Санкт-Петербургского Университета экономики и финансов. – 2010. – № 6. – С. 88.
10. Еремеев М.А. Инновационные подходы к повышению конкурентоспособности производителей стройматериалов в условиях экономических ограничений // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2019. – № 5 (79). – С. 37-39.
11. Зяблицкая К.В., Минулина Е.М. Вопросы оценки конкурентоспособности предприятий нефтегазовой отрасли // В сборнике: Экономика и Индустрия 5.0 в условиях новой реальности (ИНПРОМ-2022). Сборник трудов всероссийской научно-практической конференции с зарубежным участием. – Санкт-Петербург, – 2022. – С. 627-631.
12. Иванова Е.А. Оценка конкурентоспособности предприятия. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – С. 533.
13. Иванова
Фондоотдача возросла с 0,66 руб./руб. в 2018 г. до 0,74 руб./руб. в 2021 г., при этом в сравнении с 2020 г. показатель возрос на 0,23 руб./руб., что связано с тем, что в 2020 г. показатель фондоотдачи снижался до 0,51 руб./руб. Таким образом, эффективность использования основных средств у предприятия увеличилась.
Снижение фондоемкости в 2021 г. на 0,61 руб./руб. по сравнению с 2020 г. произошло за счет увеличения выручки на 2327543 млн. руб., что говорит об эффективном использовании основных средств; фондовооруженность в 2021 г. в сравнении с 2018 г. увеличилась на 1859,5 тыс. руб./чел., что свидетельствует о повышении обеспеченности работников ПАО «Газпром» основными средствами. При этом стоит отметить, что в 2021 г. у организации наблюдается наилучшая обеспеченность персонала основными фондами.
Показатели рентабельности продаж и активов возросли за исследуемый пер