Развитие когнитивных функций у учащихся подросткового возраста
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной работы заключается в том, что изучение когнитивных функций подростков дает возможность определить динамику их индивидуального развития, выявить особенности развития отдельных компонентов познавательных способностей в критические, кризисные периоды развития. В изучении общих закономерностей интеллектуального развития современная психология достигла значительных результатов, однако проблема изучения специфического в интеллекте, то есть формальных характеристик интеллектуальной сферы, остается по прежнему актуальной.
Можно предположить, что если всесторонне психологически развивать подростков, то будет положительное изменение в их когнитивном развитии.
Сензитивным периодом интенсивной перестройки когнитивной сферы является подростковый возраст. Именно в подростковом возрасте происходит значительный сдвиг в познавательной и мыслительной деятельности ребенка. Несмотря на данный факт, исследований, в которых бы изучались особенности развития мышления и д
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
1 Теоритическое изучение когнитивных функций у подростков………………………........................................................................8
1.1 Психологические особенности личности подростков..........................8
1.2 Когнитивные функции в структуре психики подростка....................13
1.3 Проблемы развития когнитивных функций у подростков.................22
Выводы по первой главе..............................................................................26
2 Эмпирическое исследование уровня развития когнитивных функций у подростков………………………………………............................27
2.1 Характеристика методов и психодиагностических методик............27
2.2Анализ результатов исследования........................................................33
2.3Рекомендации по развитию когнитивных функций у подростков………………………...............................................................42
Выводы по второй главе.............................................................................44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................46
ЛИТЕРАТУРА.....................................................................................................48
ПРИЛОЖЕНИЕ А...............................................................................................53
ПРИЛОЖЕНИЕ Б...............................................................................................54
ПРИЛОЖЕНИЕ В...............................................................................................55
ПРИЛОЖЕНИЕ Г...............................................................................................59
ПРИЛОЖЕНИЕ Д…………………………………………………………..… 61
ЛИТЕРАТУРА
1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками[Текст] - СПб.: Питер, 2019.
2. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения [Текст] -СПб., Питер, 2018.
3. Бабанский Ю.К. Научная организация педагогического процесса на основе его интенсификации и оптимизации [Текст] - М., 2016.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] - М., 2019.
5.Возрастная психология: Детство, отрочество. юность: [Текст] хрестоматия: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений/сост.и науч.ред. В.С. Мухина,А.А.Хвостов.-6-е изд., стер.- М.; Издательский центр " Академия", 2018.
6. Выготский Л.С. Мышление и речь [Текст]// Собр. соч. - М., 2014.
7. Гальперин П.Я Введение в психологию [Текст] : учебное пособие для студентов выс.учеб.заведений/П.Я. Гальперин - М, 2016.
8. Гордин Л.Ю. Школа инициативы и самостоятельности [Текст]- М. 1984.
9. Давыдов В.В. Виды общения в обучении [Текст] /В.В. Давыдов - М., 2019.
10.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения [Текст] /В.В. Давыдов - М., 2020.
11.Давыдов В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников. Формирования учебной деятельности школьников // хрестоматия Интеллект. Мышление. Память [Текст] СПб.: Питер, 1999.
12. Де Боно Э. Рождение новой идеи: о нешаблонном мышлении [Текст] Дэ Боно Э - М., 2018.
13. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба [Текст]- М., 1991.
14.Дьяченко М.И. Краткий психологический словарь/М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Мн.:"Хэлтон",1998.
15. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости [Текст] /З.И. Калмыкова - М., 2021.
16.Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения [Текст] /З.И. Калмыкова - М., 1999.
17. Кле М. Психология подростка [Текст]/М.Кле - М., 2011.
18. Крайг Г. Психология развития [Текст]/ Г. Крайт СПб, 2020.
19.Крышанец О.И. Как я использую игру на уроке [Текст] // русский язык в школе, 2014, №4.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что когнитивный компонент самосознания имеет свои особенности в подростковом возрасте, то есть его составляющие качественно изменяются по сравнению с младшим школьным возрастом.
Выводы п первой главе
В первой главе нами были рассмотрены следующие вопросы: психологические особенности личности подростков, когнитивные функции в структуре психики подростков, проблемы развития когнитивных функций у подростков.
Подростковый возраст – это не только период физического становления, но и этап когнитивного развития, важной функцией которого является построение теории самого себя.
Когнитивное развитие в этом возрасте характеризуется развитием абстрактного мышления, что оказывает влияние на широту и содержание мыслей подростка, а также на его способность к моральным рассуждениям.
Слово «когнитивный» – научный термин и нечасто встречается в повседневной речи. Однако указывает он на хорошо знакомые каждому человеку спосо